Про SMART написано много, но кто-то не читал, а кто-то забыл. Поскольку на нашем канале будет использоваться эта (и другая) терминология, предлагаем чуть пошире разобраться с этим термином.
SMART - это аббревиатура-памятка для проверки целей и задач, которые мы ставим перед собой. Каждая из букв - одно из свойств, которым должна обладать Ваша цель или задача. Считается, что если эти признаки у цели есть, то её достижение можно запланировать, а если их нет, то в целом или в части эта цель зависит от воли случая или других обстоятельств, а значит целью нельзя управлять. В каком-то смысле это уже не цель, а мечта.
Итак. Наши цели и задачи должны быть SMART:
S - specific - конкретные
M - measurable - измеримые
A - achievable - достижимые
R - relevant - уместные
T - time-bound - ограниченные во времени.
Теперь подробнее.
S - specific - конкретные
Сделать мир лучше. Сделать людей счастливее. Это всё хорошо, но не конкретно, а поэтому рискует так и остаться в планах и никогда не воплотиться в реальность.
Пример: выучить китайский язык. Выглядит весьма конкретно. Ведь есть же конкретный язык. Но конкретна ли цель? Что означает “выучить”? Для ответа на этот вопрос нужно призвать на помощь конкретные показатели. Знаете ли вы другие иностранные языки? Что Вы умеете делать на этих языках? Читать, писать, разговаривать, смотреть фильмы, шутить? Чтобы выучить китайский вам нужно тоже перевести эту абстрактную категорию в конкретную: выучить грамматику, научиться писать письма на китайском, смотреть китайские фильмы в оригинале без субтитров.
M - measurable - измеримые
Критерий измеримости чем-то похож на критерий конкретности. Измеримость как бы дополняет конкретность возможностью измерить цель в точных цифрах.
Все мы хотим похудеть или разбогатеть. Но почему это трудно? Давайте разбираться. Что означает “похудеть”? Чисто формально любой сброшенный килограмм - уже похудение. Но Вам же мало сбросить один килограмм. А сколько тогда? Каждый определяет для себя, но главное, чтобы это было определено. Если Вы ставите себе цель похудеть на 10 кг, это уже цель, а не просто мечта.
То же самое с богатством. У каждого богатства есть своё числовое выражение. Чтобы Ваша цель стала достижимой, выберите своё.
A - achievable - достижимые
Достижимость это субъективный критерий и у каждого свои способности и ресурсы. Именно в рамках этих ресурсов Вы и ставите себе цели. Полететь на Марс - хорошая цель, но достижимая ли в рамках Вашей ресурсной базы? У нас нет цели разубедить Вас в лозунге “нет ничего невозможного”, но цели должны соизмеряться с возможностями, которыми Вы располагаете на данный момент.
В каждом моменте времени возможности разные и как следствие у разных целей разная достижимость. Важно правильно выстраивать зависимости между первым и вторым. Вспоминаем тему про то, что даже слона можно съесть, но не целиком, а по кускам.
R - relevant - уместные (актуальные)
Давайте поймём, действительно ли выполнение этой цели, приведёт нас к нужному результату?
Бывает, что цели приходят к нам откуда-то извне и этот голос извне очень убедительно звучит и побуждает к действиям. “Хотите разбогатеть? Читайте мою книгу!”. Разбогатеть-то я хочу, но действительно ли для этого нужно читать эту книгу?
T - time-bound - ограниченные во времени
У каждой цели должен быть дэдлайн. Если у неё нет срока исполнения, то у неё есть риск никогда не исполниться. Есть хорошая фраза “дорога в когда-нибудь ведет в никогда”.
Теперь, при постановке задач и целей, попробуйте использовать этот метод, и Вы увидите, как преобразится процесс Вашего целеполагания.
Присоединяйтесь к нашему сообществу в инстаграм.