FIVE DAY RAIN - "Five Day Rain" (1970)
Цитата из Сети: "Единственный и редчайший (до своего переиздания) альбом английской группы. Лидер группы – шотландский клавишник/вокалист Graham Maitland. В музыке отнюдь не новичок, в его послужном списке уже были “Scots Of St. James”, “Hopscotch” и “Fleur De Lys”. Альбом был подготовлен на небольшой лондонской студии IBC в 1969 году, но лейбл в итоге оказался в нем не заинтересован, и винил был отбит всего в пятнадцати экземплярах! Играли замысловатую смесь из прогрессива, психоделии и мелодичного бита."
Songs / Tracks Listing: 1. Marie’s A Woman (2:51); 2. Leave It At That (5:19); 3. Don’t Be Misled (2:17); 4. Rough Cut Marmalade (11:02); 5. Goodyear (4:00); 6. Sea Song (4:11); 7. Lay Me Down (1:14); 8. Reason Why (4:41); 9. Fall Out (3:31)
FIVE DAY RAIN (UK)
Rick Sharpe – guitars, vocals, harmonica, percussion
Graham Maitland – keyboards, accordion, vocals
Clive Shepherd – bass guitar, vocals
Kim Haworth – drums
John Holbrook – guitars
Sharon Tandy, Lynn Maitland – backing vocals
Gerry Beckley, Dewey Bunnell, Dan Peek – backing vocals
Достаточно интересная предыстория к статье об этом проекте. В первую очередь, это конечно же, сама музыка группы. И тут сразу первая “нестыковочка”, - почему-то в Сети везде музыку характеризуют как смесь прогрессива, психоделии и фолк-рока. Но если и можно согласиться, то разве что со вторым термином. На мой взгляд, остальное вообще не имеет никакого отношения к творчеству данного коллектива. При этом музыка весьма привлекательна, этого не отнять, но, если уж очерчивать какие-либо рамки, что, конечно, в корне неверно в принципе, потому что все эти стили, направления и прочая выдуманы прессой и индустрией в целом, с одной лишь целью, - загнать “зверя” в отведенную для него клетку, чтобы поскорее продать доверчивому покупателю. И, разумеется, легче продавать, когда определена так называемая “целевая аудитория”. Так вот, музыку группы я бы определил, как достаточно типичную для того времени поп-музыку, исполненную с модным тогда флером психоделии при помощи рок-инструментария, если коротко, - поп-рок. Достаточно компактные треки, сделанные в традиционном песенном формате, с частым использованием многоголосия, за исключением одного номера, “Rough Cut Marmalade”, протяженностью свыше одиннадцати минут.
Вторая “нестыковочка” – почему-то утверждается, что это проект клавишника Грэма Мейтланда, хотя на самом деле отцом-основателем и идейным вдохновителем коллектива был гитарист Рик Шарп. Поэтому и предлагаю ознакомиться с историей этой группы, рассказанной самим Шарпом, так сказать, из первых уст (если не врет, конечно)))
Рик Шарп (текст из буклета к переизданию единственного альбома группы 2006 года на итальянском лейбле Night Wings Records, NWRCD 05):
“В Сети появилось очень много неточных и неправильных трактовок истории нашей группы, пришло время исправить это. Итак, история FIVE DAY RAIN.
Начнем с того, что я родился в Лондоне, в районе Ист-Энд, 20 апреля 1950 года. Мое образование не знало границ, когда меня, брыкающегося и вопящего, тащили в эти прекрасные викторианские школы в Уондсворте и Балхеме. Они были не только холодными, темными, сырыми и мрачными, но и имели свои собственные темницы, где обитателей терроризировали грызуны размером с маленьких тигров. Персонал носил бесформенные серые костюмы в тонкую полоску, усы, набриолиненные прически и довольно щедро одаривал обучаемых увесистыми тумаками!!!
Примерно в двенадцать лет я получил свою первую гитару. Это стоило большую сумму в 10 шиллингов. Для тех, кто не помнит настоящих денег, десять шиллингов, это были карманные деньги на четыре недели. Никаких сладостей или мороженого в течении четырех недель! Интересно, стоило ли оно того? Я и сейчас иногда задаюсь этим вопросом… Мой отец часто говорил: “В жизни должно быть что-то, на что ты сможешь опереться. А музыкант, это ведь не настоящая профессия, правда?” Я отвечал: “Ну, ты бы не сказал этого художнику?”. А он мне: “Это другое дело!”. Заметьте, но он уже не говорил подобного, когда одна из моих пластинок зазвучала на радио и в музыкальном автомате в местном пабе. Он был доволен до чертиков и считал своим долгом убедится, что все в округе знают, что это его сын “по радио”, как он это называл.
В то время у меня еще не было проигрывателя, поэтому мне приходилось пулей бежать домой всякий раз, чтобы не забыть рифы Ти Боуна Уолкера, Джона Ли Хукера и Роберта Джонсона. Тогда блюз слушали только трое или четверо из нас. Мы слыли изгоями, так как гитарной музыкой тогда считались либо SHADOWS либо Берт Уидон. Как бы я ни восхищался ими сейчас, но тогда я бы скорее сдох, чем сыграл бы что-то из SHADOWS. Хотя у меня до сих пор сохранился оригинал Play In A DayБерта Уидона, который тогда был библией для начинающих гитаристов.
Примерно через год я получил свою вторую гитару. Это была акустическая гитара со стальными струнами, а струны были словно швартовные канаты от ”Queen Mary”. Они были такими толстыми, что мои пальцы кровоточили. Тем не менее я не сдавался и вскоре перешел в полуакустический класс, у меня появилась гитара Selmer и 15 - ваттный усилитель Уоткинса. Я тут же обнаружил “feedback” к большому неудовольствию своего отца: “Неужели ты не можешь сыграть эту чертову штуку как следует? Я мог бы купить (и все же он ее купил, - ха-ха, попозже) новую “стереограмму” (это он имел ввиду стереосистему) за такие деньги, в которые обошлось мне это барахло!" И да, он сказал именно "стереограмма". Стоит немного отвлечься, просто чтобы показать, насколько причудлив был отец на самом деле. Звали его Фрэнк. Долгое время он был настройщиком пианино. Он почти полностью оглох из-за несчастного случая в армии. Глухой настройщик пианино. Что мне показалось невероятным, так это то, что на его визитной карточке все равно была надпись: “Ф. Шарп. Настройщик Пианино”.
Примерно в то же время я создал свою первую группу со школьным приятелем по имени Пол Стронг. Какой же он был замечательный гитарист! Назвались мы THE RABBLE (“Cброд”), и моя гитара размером была почти с меня. Кстати, R&B тогда означало ритм-энд-блюз. В наши дни, это, конечно, уже не то означает. Наш первый концерт состоялся в Лондоне, в поддержку таких групп, как GEORGIE FAME и THE BLUE FLAMES в Whisky-a-go-go, на Уордор-стрит. Мне тогда было всего тринадцать или четырнадцать лет. Я вернулся домой очень поздно, а мой отец подумал, что я заснул в школе. Учился я не очень, несколько раз меня выгоняли и отправляли домой. В моем школьном дневнике постоянно были замечания, типа “Постоянные прогулы мешают его прогрессу!”. Все это было не только из-за поздних концертов, но и из-за глубоко укоренившейся неприязни к системе образования. Музыка, Рыбалка, наборы Airfix, искусство, сигаретные карточки (как и сигареты) и книги всегда были приоритетом номер один. Я думаю, что, если бы мой отец действительно узнал, чем я занимаюсь, он бы ударился оземь. Хотя, должен сказать, что моя мама всегда меня прикрывала, как могла!
Постепенно наша группа трансформировалась из THE RABBLE в новую, в которой уже было шесть человек, и репертуар изменился, поэтому мы решили сменить вывеску, теперь мы назывались TRAK. Дела у нас пошли весьма недурно, было чертовски ангажементов на выступления и довольно много поклонников. Именно тогда я сменил амплуа обычного ритм-гитариста, теперь за мной были партии лидирующей гитары и соло. Времена настали веселые, мы много выступали, в основном, на армейских и военно-морских базах, таких как HMS Excellent. Мы хорошо сдружились, и наше товарищество было настолько крепко, что даже когда иногда Дадли Кристиансен, который был нашим барабанщиком и шофером, засыпал за рулем, это только приводило, к счастью, просто к более долгому пути домой! Кроме нас с Дадли, в состав группы тогда входили Кейт Брейн (клавишные), Ройстон Три (гитара), Дэвид Пейдж (вокал) и Адриан Грин (бас-гитара). Так мы продержались до конца 1967 года.
Потом вместе с Гаретом Робертсом на барабанах и саксофонистом/флейтистом по имени Лен я играл в группе CHILD. В этой группе мы уже сменили репертуар с поп-баллад на блюз-рок с элементами джаз-рока, что-то наподобие JETHRO TULL. Затем появился IRON PROPHET, образованный примерно в октябре 1968 года. На этот раз мы уже были типичным пауэр-трио, состоящим из меня (гитара/вокал), Клайва Шепарда (бас/вокал) и Дика Хоукса на барабанах. Клайв и Дик до этого выступали в SKULL. Именно тогда я с Клайвом и сделали первые записи, некоторые из которых появятся позже на альбоме FIVE DAY RAIN, а четыре моих, написанных в то же время, но не использованных на оригинальном альбоме, находятся на этом компакт-диске. IRON PROPHET играли, чтобы легче было охарактеризовать, эдакую смесь из EDGAR BRIGHTON BAND, GRAND FUNK RAILROAD и LED ZEPPELIN. Куча рифов и прочего. Я многому научился в этот период. У нас было много поклонников, и мы выступали на многих крупных площадках и фестивалях, таких как Plumpton Festival, с такими группами, как THE WHO, THE NICE и GINGER BAKER'S AIR FORCE. 18 июля 1969 в Sussex Hall мы играли на разогреве перед GENESIS. Там же, в Сассексе, мы выиграли конкурс “Битва групп”, где и познакомились с Грэмом Мейтлендом, который играл в SCOTS OF ST. JAMES, HOPSCOTCH и FLEUR DE LYS. В конце концов я переехал в коттедж Грэма в Суррее вместе с ним и его очаровательной женой Линн, которая была очень талантливой певицей. В дальнейшем она работала со многими группами и исполнителями, среди которых Дэвид Боуи и RED HOT CHILI PEPPERS.
Именно в этом коттедже я написал “The Reason Why” и “Fallout”, а также в соавторстве с Грэмом “Good Year”, “Marie's A Woman” и “Sea Song”. Через общего друга мы познакомились с Брайаном Кэрроллом и легендарным инженером Деймоном Лайон-Шоу, который дал нам возможность записать альбом, не дожидаясь очередной смены состава и названия, на этот раз на FIVE DAY RAIN. Я читал конечно же статьи, в которых утверждалось, что FIVE DAY RAIN были группой Грэма и никогда не выступали вживую. Оба этих утверждения не соответствовали действительности, поскольку группа существовала до того, как Грэм присоединился к ней, и после того, как он ушел. И, кроме этого, мы сыграли несколько концертов, все из которых были приняты невероятно хорошо.
Первоначальное название “Пятидневный дождь” чуть было не кануло в Лету, потому что мы одно время решили, что название группы должно на самом деле звучать так: "Дом, который вот-вот рухнет”. А произошло это после того, как мы с Брайаном отправились в паб ”Дуврский замок”, расположенный позади IBC Studios для небольшого возлияния однажды во время ланча. Спустя несколько часов и нескольких, хотя на самом деле, многих шотов бренди он, пошатываясь, пошел обратно в студию. Я вышел чуть позже и увидел перед собой мерцающее здание. “Черт возьми, - сказал я. - Похоже, что дом вот-вот рухнет!”. Мы остановились как вкопанные, на нас как будто снизошло откровение, нам явилось настоящее откровение, ну, или Муза, как вам угодно. “Мы, черт возьми, получили это!” - закричали мы и вернулись в паб, чтобы отпраздновать! Вот так после этого в течение целого дня нас называли ”Дом, который вот-вот рухнет”. Ну вообще-то, потом мы протрезвели!”
Вот примерный отчет о том, как шли дела, по крайней мере, большую часть времени. На всем протяжении студийных сессий какие-то люди бродили туда-сюда, и как-то так оказалось, что в конечном итоге, Дью, Дэн и Джерри из группы AMERICA записали партии бэк-вокала на нескольких треках. В каких именно, я уже не помню. Кроме того, замечательная Шэрон Тэнди также записала несколько бэк-вокалов. Она была невероятной женщиной, невероятной певицей и очень помогла мне с моим голосом и взглядом на вещи. Итак, альбом был записан мной, Грэмом Мейтлендом, Клайвом Шепардом и барабанщиком Кимом Хауортом, который был возлюбленным Шэрон (и братом Брин Хауорт) и заменил Дика на записи. Наконец, Джон Холброк, ныне известный продюсер, одолжил нам свой талант, сыграв партию лид-гитары в “Sea Song” и “Fallout”, а также на ритм-гитаре в ”Rough Cut Marmalade”.
Однако не все было так просто. Я не смог спеть на “Fallout”", потому что Брайан посчитал, что для этой песни мой голос слишком рОковый. А я-то думал, что ”Fallout” - это рок-песня. Глупый мальчишка. Но существует и гораздо более рОковая версия этой песни, с вашим покорным слугой на вокале. Так что, может быть, когда-нибудь у нас выйдет альбом альтернативной версии Five Day Rain. То же самое случилось и с ”Reason Why”, на мой голос наложили партии бэк-вокала. Но я научился с этим жить. Итак, альбом был закончен, и тут Грэм с Брайаном поссорились! Бог знает из-за чего. Так что, в конце концов, на этом все и закончилось!
После этого, каким-то образом Мейтленд связался с авторским дуэтом Гая Флетчера (Guy Fletcher) и Дуга Флетта (Doug Flett) из ONYX, и сформировал STUDD PUMP вместе со мной, Клайвом Шепардом и старым другом Гаретом Робертсом, который фактически заменял Хокса на концертах FIVEDAYRAIN. В результате мы записали сингл, который был выпущен во многих странах (с обложкой, на которой красовался Ким Хауорт, поскольку Робертс не успел на фотосессию!), но без особого успеха и STUDD PUMP приказал долго жить после всего лишь нескольких концертов. Мейтленд присоединился к FOLLOW THE BUFFALO, где он встретился с Эндрю Гробером, он же Энди Джи, и с Питером Барденсом. Они сделали один сингл, звучащий в стиле кантри-рока, спродюсированного Шелом Талми, но и эта группа также прекратила свое существование, и Грэм перешел в GLENCOE.
В начале 1973 года я перебрался в Германию, где присоединился к группе под названием ROSIE. В составе были Йохан "Цыган" Мейер (Johen “Gypsy” Meyer) на барабанах, Лео Лер (Leo Lehr, гитара/вокал), Пол Кетли (Paul Ketley, бас/вокал), и я (ведущий вокал/гитара). Все ребята были талантливыми музыкантами, но, к сожалению, от тех времен осталось всего четыре записанных трека. Похоже, они приобрели культовый статус, и я надеюсь вскоре выпустить эти четыре трека на компакт-диске.
С тех пор я постоянно выступаю, играю с разными группами, такими как THE FASCINATIONS, THE GIPSY GANG и SHINE. THE FASCINATIONS были достаточно популярны на брайтонской сцене в начале восьмидесятых годов. Это была группа из восьми человек, играющая в стиле соул и ритм-н-блюз, которая была сформирована из остатков брайтонской группы THE CHEEKS в конце 1979 года. У нас было много поклонников, мы отыграли много концертов и выиграли конкурс “South of England Battle Of The Bands”. Состав группы был следующим: Рик - гитара/вокал/губная гармоника, Пит Эрли - бас/вокал, Стив Геоган - гитара/вокал, Роб Грант - барабаны, Саймон Эрли - саксофон, Джилл Эрли, Эмма и Линди - бэк-вокал.
THE GIPSY GANG образовались тоже в 1979 году в Германии. Я переехал в Германию и присоединился к ним в 1981 году, когда мне был тридцать один год. Это была очень веселая группа. Это был рок-н - ролл, от Чака Берри до Фрэнки Миллера и STEPPENWOLF. Мы базировались во Фрайбурге, на юге Германии, и однажды дали четыре концерта в день! В составе был я: соло-гитара/вокал, Курт Блок - бас/вокал, Ханс-Гюнтер Джейк - соло-гитара/вокал и, тот самый Йохен ”Цыган” Майер из ROSIE на барабанах. После многочисленных концертов и разнообразных составов музыкантов, примерно в 1999 году, я создал уже свою группу под названием SHINE. Кроме меня (гитара/вокал/губная гармоника), в состав вошли Стив Геоган (бас-гитара/вокал), Джаспер Винсент (слайд-гитара/вокал) (очень талантливый музыкант и хороший друг, который будет с нами в предстоящем туре FIVE DAY RAIN) и Оз Гарви на барабанах. Это была отличная кантри-рок-группа, и нам удалось собрать достаточно материала для альбома, прежде чем Оз скончался в октябре 2003 года. Мы также записали несколько треков с мульти-талантливым Роном Аспери, известным как "BackDoor". Я думаю, что в то время я написал одни из лучших своих песен. Послушать этот материал можно на сайте группы SHINE, и, кроме того, в данный момент я отбираю для издания на компакт-диске концертный и студийный материал как FASCINATIONS, так и для SHINE.
Я недавно узнал, что вышла неофициальная версия альбома FIVE DAY RAIN, и по причинам, в которые я здесь не буду вдаваться, мне никогда не платили с него ни копейки. То же самое произошло с замечательным художником Джоном Херфордом, чьи работы были использованы без разрешения для оформления этого диска. Он согласился сделать нам новую обложку, которая была специально разработана для нового релиза, и я совершенно выбит из колеи этим. Спасибо, Джон.
Джанпаоло из Night Wings Records прислал мне письмо в сентябре 2005 года и спросил, не хочу ли я выпустить его официально. Я в долгу перед ним за возможность сделать это. Итак, вот она, наша работа, с новым отличным оформлением, наконец выходит официально! Бонус-треки были записаны одновременно с основной частью альбома Five Day Rain, но по тем или иным причинам не были завершены и поэтому не вошли в альбом. Это “Wanna Make Love To You”, “The Boy”, So Don’t Worry” и инструментальная композиция “Antonia”, которая посвящена моей дочери. Я записал дополнительные гитары, вокал и губную гармошку в ноябре 2005 года в студии Bliss Studios, Роттингдин, Восточный Суссекс. Великобритания, под бдительным оком Пеппера, который, на мой взгляд, является одним из лучших продюсеров в мире. Ему удалось выжать максимум из моих ацетатов, которые были, мягко говоря, не в идеальном состоянии. Эти четыре номера - единственные треки FIVE DAY RAIN, которые никогда ранее не были выпущены, хотя было записано еще несколько треков, но они исчезли в дымке времен.
У меня есть много нового материала, который я хочу выпустить в ближайшее время, и я собираюсь собрать новую версию FIVE DAY RAIN в 2006 году, чтобы гастролировать и выступать на публике. Линн Мейтленд и моя дочь Антония собираются присоединиться к нам в туре, и мы с ней также будем работать вместе над различными другими проектами. Антония-талантливая актриса, певица и танцовщица, ее хип-хоп сингл вышел в 2005 году. К сожалению, Грэм Мейтленд скончался несколько лет назад, но ребята, которые сейчас со мной, смогут с этим справиться. Так что, надеюсь, мы скоро увидимся.
Rick Sharpe, 2005
Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, ноябрь 2020)