Найти тему
MAD TOSBY

Ки­нофес­ти­валь «Бок о бок». «Кокон»: гусеницы и бабочки | 18+

Фото ©️ Бок о бок
Фото ©️ Бок о бок

В рам­ках ки­нофес­ти­валя «Бок о бок» | 18+, к со­жале­нию, не бы­ла в ито­ге пред­став­ле­на кар­ти­на «Ко­кон» Ле­они Крип­пендорфф. Тем не ме­нее о хо­рошем филь­ме всё-та­ки рас­ска­жет Ма­рия Ло­хано­ва. Мес­то дей­ствия: Бер­лин. Вре­мя: жар­кое ле­то 2018. На этом фо­не раз­во­рачи­ва­ет­ся тро­гатель­ная, пол­ная вол­ну­ющих пе­режи­ваний ис­то­рия од­но­го взрос­ле­ния

Ис­то­рия «Ко­кона» (2020) — это ис­то­рия 14-лет­ней Но­ры (Ле­на Ур­жендов­ски), толь­ко на­чина­ющей на­ощупь, без чёт­ких ори­ен­ти­ров зна­комить­ся с ас­пекта­ми взрос­ле­ния. Де­воч­ка на­ходит­ся под воз­дей­стви­ем сво­его мик­ро­соци­ума: она рас­тёт в ок­ру­жении стар­шей сес­тры-под­рос­тка Юле (Ан­на-Ле­на Клен­ке) и ма­тери (Аня Шнай­дер), ко­торая рас­тит до­черей без от­ца и не в си­лах пол­но­цен­но ис­полнять ро­дитель­ские обя­зан­ности из-за прис­трас­тия к ал­ко­голю. Но­ра на­ходит­ся в са­мом хруп­ком воз­расте, ког­да и вок­руг и внут­ри собс­твен­но­го те­ла всё стре­митель­но ме­ня­ет­ся. В этот кри­зис­ный пе­ри­од лю­бому под­рос­тку осо­бен­но не­об­хо­дима под­дер­жка и по­нима­ние не толь­ко взрос­лых, но и сво­их сверс­тни­ков. У глав­ной ге­ро­ини филь­ма с этим серь­ёз­ные проб­ле­мы, из-за че­го де­воч­ка ве­дёт се­бя очень зам­кну­то и отс­тра­нён­но в срав­не­нии с внеш­не без­за­бот­ной и рас­ко­ван­ной сес­трой Юле и её то­вари­щами, с ко­торы­ми Но­ре пред­сто­ит про­вес­ти пос­ледние не­дели пе­ред  ка­нику­лами.

Вна­чале глав­ная ге­ро­иня пред­ста­ёт в очень неж­ном и скром­ном об­ра­зе: она мед­ли­тель­на и мол­ча­лива, а её внеш­ность боль­ше ас­со­ци­иру­ет­ся со сказ­кой о Гад­ком утён­ке, но в слу­чае с «Ко­коном» ре­жис­сёр про­водит дру­гую оче­вид­ную па­рал­лель — с гу­сени­цей, до­маш­ним лю­бим­цем Но­ры. Вмес­те с тем, как мо­раль­но и фи­зичес­ки взрос­ле­ет ге­ро­иня, рас­тёт и гу­сени­ца, соз­да­вая на эк­ра­не тре­пет­ное пред­вку­шение чу­дес­но­го прев­ра­щения в прек­расную ба­боч­ку. И ес­ли для гу­сени­цы это впол­не би­оло­гичес­ки га­ран­ти­рован­ный фи­нал, то в от­но­шении Но­ры это проз­рачная ме­тафо­ричес­кая ал­лю­зия, так­же вол­ну­ющая, ведь прев­ра­щение де­воч­ки в де­вуш­ку — не ме­нее уди­витель­ный про­цесс, раз­ви­тие ко­торо­го у ге­ро­ини сов­па­ло со зна­комс­твом с фи­зи­оло­ги­ей сво­его те­ла и сво­их эмо­ций. Ре­жис­сёр под­ни­ма­ет здесь очень важ­ный воп­рос час­то от­сутс­тву­ющей под­дер­жки взрос­лых и их нев­ни­матель­но­го от­но­шения к по­лово­му вос­пи­танию сво­их чад. В то же вре­мя в филь­ме де­монс­три­ру­ет­ся сво­бодо­мыс­лие и от­кры­тость не­мец­ко­го школь­но­го об­ра­зова­ния, где с под­рос­тка­ми про­водят бе­седы на са­мые раз­ные те­мы, вклю­чая воз­можную бе­ремен­ность и ро­дитель­ство.

Фото ©️ Бок о бок
Фото ©️ Бок о бок

Сто­ит от­дать дол­жное двад­ца­тилет­ней Ле­не Ур­жендов­ски: то ли де­ло в её при­род­ной суб­тиль­нос­ти и от­сутс­твии гри­ма, то ли всё-та­ки в ак­тёр­ском мас­терс­тве, но в це­лом об­раз Но­ры по­лучил­ся та­ким по-дет­ски не­пос­редс­твен­ный, что ему аб­со­лют­но ве­ришь. Соз­да­ёт­ся не­под­дель­ное ощу­щение вов­ле­чён­ности в очень ин­тимный про­цесс. Оче­вид­но, имен­но это­го и до­бива­лась ре­жис­сёр Ле­они Крип­пендорфф.

По сво­ей ви­зу­аль­ной струк­ту­ре кар­ти­на по­хожа на кра­соч­ную за­рисов­ку, на зас­ве­чен­ный кадр по­ларо­ида, где сол­нечные зай­чи­ки и зе­лень, и блеск во­ды — всё из­лу­ча­ет ви­таль­ность и пе­ремен­чи­вость юнос­ти, сла­дость и раз­ру­шитель­ный по­тен­ци­ал всех сос­то­яний, ко­торые ис­пы­тыва­ешь впер­вые. Кар­ти­на до са­мого фи­нала сох­ра­ня­ет внут­ренний ритм: мон­тажная и со­бытий­ная ди­нами­ка че­реду­ет­ся с рас­слаб­ленностью. Ли­нии вто­рос­те­пен­ных ге­ро­ев прак­ти­чес­ки не раз­ви­ва­ют­ся, но они на са­мом де­ле здесь бы­ли бы от­вле­ка­ющим ма­нёв­ром. Ос­новное раз­ви­тие ав­тор да­ёт внут­ренне­му кон­флик­ту ге­ро­ини, ко­торая в му­читель­ном оди­ночес­тве про­жива­ет раз­личные ста­дии взрос­ле­ния, пы­та­ет­ся при­нять их, а так­же най­ти свою иден­тичность. Мно­гос­ложный по­ток эмо­ций и чувств, не­об­хо­димость выс­тра­ивать со­ци­аль­ные свя­зи — всё это ста­новит­ся для ге­ро­ини нас­то­ящим ис­пы­тани­ем. Но пер­вая лю­бовь даст кру­той по­ворот жиз­ни Но­ры и по­может мно­гое рас­ста­вить по мес­там и вый­ти, на­конец, за пре­делы сво­его ко­кона.

Оз­на­ко­мить­ся с ин­фор­ма­ци­ей и при­об­рес­ти би­ле­ты на филь­мы фес­ти­ва­ля мож­но на офи­ци­аль­ном сай­те ки­но­фес­ти­ва­ля «Бок о Бок» | 18+.