В номере «Нью-Йорк Таймс» от 6 марта 1987 года была опубликована первая рецензия на фильм «Смертельное оружие». Она начинается так: «Ещё не закончились открывающие титры, как красивая полуголая блондинка нюхнула и выбросилась из окна небоскрёба, приземлившись на крышу припаркованного автомобиля. Определённо, создатели „Смертельного оружия“ не заинтересованы в сглаживании острых углов». Ну, что сказать, какого бы мнения ни был об умственных способностях американцев покойный Михаил Николаевич Задорнов, тут они чертовски верно ухватили суть. Создатели «Смертельного оружия» не были заинтересованы вообще ни в чём, кроме жёсткого действия, дистиллированного экшена, удерживающего внимание зрителя железной хваткой от начала до конца. Да и с чего бы им размениваться на ерунду?
Взять хотя бы послужной список режиссёра Ричарда Доннера. В 1976 году он снял легендарный «Омен», став отцом родным жанру сатанинского ужастика. В 1978 — «Супермена» с Кристофером Ривом. Между прочим, это был первый супергеройский фильм в истории современного кино. Неужели такой титан не осилил бы суперэкшена в лучшем виде? Или вот Мел Гибсон — заслуженный Мэд Макс всея Австралии. Австралийский Новый Год знаменит тем, что там в этот праздник Санта-Клаусы в красных колпаках и пляжных трусах пугают крокодилов на водных мотоциклах. Когда Гибсона переместили из родного Сиднея в Лос-Анджелес, он не заметил особой разницы, и сыграл так, что шубы завернулись у всех Санта-Клаусов в округе.
«Смертельное оружие» разыгрывает ставшую в наше время стереотипом карту двух копов-напарников. В напарниках у Гибсона Дэнни Гловер — солидный негр из среднего класса, глава семейства. Пошло они не выглядят ни в коем разе, наоборот — замечательно уравновешивают друг друга, зажиточный афроамериканец и белый раздолбай из домика на колёсах. Вот такая химия.
Музыка в «Смертельном оружии» тоже создана интересным тандемом. С классической голливудской стороны сработал Майкл Кеймен. Этот композитор кроме того, что сочинил музыку к огромному количеству фильмов, ещё и успел плотно поработать с Pink Floyd, Metallica, и массой других рок-групп. Со стороны рокеров в саундтрек отлично вписался легендарный Эрик Клэптон, гитарист, которого называли богом, когда ему ещё было девятнадцать лет. И что совсем дико для голливудского боевика восьмидесятых, в этом фильме нет ни одного русского злодея. Там вообще нет крупных иностранных злодеев — все плохие парни свои, родные.
За фильмом последовало три продолжения, первые два — крайне успешные, а вот с последним как-то не заладилось. «Всё, что я сделал после «Смертельного Оружия 4» — это попытка извиниться за «Смертельное Оружие 4», — сказал как-то Мел Гибсон. После этого франшизу закрыли и возродили в 2016 году в виде телесериала. Тот имел кое-какой успех, но, конечно же, не смог повторить силу рождественского взрыва в тысячу мегагибсонов, раздавшегося в 1987 году.
Спасибо за прочтение!