Найти тему
ПролетКульт

Французский след в советской моде 1930-х годов (часть 1).

Оглавление

Можно ли вообразить, что в моде эпохи «сталинского гламура» оставил свой след великий французский кутюрье? Попробуем разобраться в этой запутанной истории с флером французского шика.

Начало 1930-х годов - это основополагающий период в формировании единого Советского государства. Перипетии и эксперименты 1920-х остались далеко позади, а государство, осознав моду как важнейший элемент воспитания и пропаганды, начало активно перестраивать визуальный канон советского человека. На смену авангарду приходит «сталинский гламур».

Девушки в платьях по моде 1930-х гг.
Девушки в платьях по моде 1930-х гг.

Как известно, модные эксперименты 1920-х годов не были реализованы по ряду конкретных причин. Во-первых, в это время практически полностью отсутствовала сколь-нибудь развитая швейная промышленность. Виной тому послужили Революция и Гражданская война за время которых практически полностью были разрушены все области народного хозяйства. Легкая промышленность, которая и без того не была основой экономики государства, не стала исключением. По этой причине, даже упрощенные фасоны, создаваемые художниками-конструктивистами, не были реализованы в массовом производстве. Во-вторых, искусственно создаваемые паттерны «социалистической моды» были для населения чуждыми. И дело не только в эстетической и символической стороне предлагаемых костюмов, но и в отсутствии общесоюзной системы трансляции в массы идей молодых советских модельеров-конструкторов. В большинстве женских журналов все еще продолжали демонстрироваться западные модели, преимущественно французские. Многочисленные ателье, появившиеся в период НЭПа, были вынуждены работать по выкройкам таких журналов, поскольку публика, имевшая средства на индивидуальный пошив, желала приблизиться к блеску иностранных модниц. В-третьих, населению была чужда идея «универсального костюма», о чем уже в середине 1920-х годов говорила великий русский модельер Надежда Ламанова. Было необходимо принимать во внимание и индивидуальные особенности человека, его телосложение и предпочтения, поскольку он являлся полноправным соучастником создания законченного костюма. Кроме того, для культурных выходов также должна создаваться специальная одежда, соответствующая эстетическим предпочтениям трудящихся. Однако в концепции прозодежды этот момент был опущен. Балом, по мнению идеологов новой моды, должен править функционализм.

Валентин Серов. Портрет Н.П. Ламановой, 1911 год.
Валентин Серов. Портрет Н.П. Ламановой, 1911 год.

Все эти факторы способствовали тому, что в 1920-х годах так и не было создано «реального» советского костюма, а модные практики зажиточного населения, ориентированные на дореволюционный вещизм и моду Запада, стали прочно ассоциироваться с пороком и несправедливостью царского времени.

К середине 1930-х гг. с остатками НЭПмановской философии было покончено, а успехи первых пятилеток позволили государству обратить пристальное внимание на вопросы моды.

Девушка в парке, 1938 год.
Девушка в парке, 1938 год.

В то время в Советском Союзе не было опыта массового производства модной одежды, да и модельеров-закройщиков было недостаточно (первый выпуск профессиональных модельеров и конструкторов одежды случился только в 1941 году, что совпало с началом Великой Отечественной войны). И вроде бы страна стала жить в относительном изобилии, Анастас Микоян активно развивал пищевую промышленность, появилась сгущенка и "Советское шампанское", а качественная и красивая одежда все еще была на вес золота. Тогда встал логичный вопрос о необходимости заимствования опыта модной индустрии Запада.

А при любых рассуждениях на тему моды в голове сразу возникает прочная ассоциация с Парижем-мировой столицы моды! Такая же мысль пришла в головы руководителей советской легкой промышленности…

Как известно, дипломатические отношения СССР с Францией были установлены еще в 1924 году. В 1932 году был подписан договор о ненападении. В начале 1934 года начинается активная подготовка к приему большой французской делегации. составе которой входили представители торговой элиты Франции, а возглавил ее сам министр торговли Поль Маршандо.

Эльза Скиапарелли.
Эльза Скиапарелли.

Однако это событие интересно для нас еще и потому, что в составе этой делегации СССР посетили французский модельер Эльза Скиапарелли и британский фотограф Сесил Битон.

Сесил Битон, 1930-е гг.
Сесил Битон, 1930-е гг.

Сегодня имя Эльзы Скиапарелли известно, пожалуй, в основном людям, увлекающимся модой, однако в 1930—х гг. она была одной из тех фигур, которые перевернули представление о моде и женственности. Шанель, со свойственной ей язвительностью, называла Скиап (как величали Скиапарелли) «итальянской художницей, которая делает платья». И в этой, казалось бы пренебрежительной, фразе была четко подмечена натура великого кутюрье! Именно она стала символом сюрреализма в моде, сотрудничала с Сальвадором Дали и Жаном Кокто, подарила миру причудливые шляпки-туфли и шляпки - телефоны, перчатки с маникюром и знаменитое платье с омаром, созданное для опальной герцогини Виндзорской, Уоллис Симпсон, а также ввела в моду «шокирующий» розовый, который стал символом Дома Скиапарелли.

Уоллис Симпсон в знаменитом платье с лобстером, 1937 год.
Уоллис Симпсон в знаменитом платье с лобстером, 1937 год.

Почему именно Скиапарелли, с ее страстью к причудливым формам, ярким цветам и излишествам, а не практичная Шанель, была приглашена в Советский Союз и с какой целью?

Продолжение можно найти по ссылке.