Найти в Дзене
Колонка Старого

043. Еда, как много в этом звуков

Сколько она потом народу поубивала за нарушение этикета, даже бывшему боссу-любовнику достался коварный удар (Иллюстрация из открытых источников)
Сколько она потом народу поубивала за нарушение этикета, даже бывшему боссу-любовнику достался коварный удар (Иллюстрация из открытых источников)

Когда утихают слова и между ушей остается только тишина, она может начать давить, грозя взорвать голову изнутри. Или вдруг заведется там мысль, и полетит, со звоном отскакивая от внутренних стенок черепной коробки, оставляя в темноте росчерки, словно искра или падающая звезда. Тогда обязательно возникнет потребность что-то с этим сделать, перемен потребует инстинкт. Выход есть: похрусти.

Аппетитно хрустит? (Иллюстрация из открытых источников)
Аппетитно хрустит? (Иллюстрация из открытых источников)

Хруст, и пополам

Хруст может быть прекрасен, когда в легендах и мифах громко ломаются кости чудовищ и хрустят под булавой богатыря головы врагов. Хруст может предвещать начало долгой и опасной истории, выступая неким тревожным сигналом, как например знаменитое "Правая нога — хрусть, пополам! Левая — хрусть, пополам! Вот до чего эти трамваи доводят!", еще и произнесенное с чувством и навзрыд. Но трапеза - это святое.

Не могу понять, с каких же это пор стали так превозносить хруст, и возводить его в разряд лучших характеристик еды? Все эти сухари, чипсы и прочая гадость. Еще и выдуманная французская булка из какой-то маргинальной сказки про дворян непонятно какой эпохи и какой планеты. Причем я помню, что началось это очень давно. Как-то в детстве я начал читать книгу и остановился на месте описания ужина, где на стол подали "котлеты с аппетитной хрустящей корочкой". Книга была в жанре соцреализма про обычных советских граждан, написана заурядным советским автором. Читать дальше я её не стал, после этого хруста.

А вот Гоголя люблю с детства, часто перечитывал. Но в дни, когда очень хотелось есть, а нечего было, читать этого классика я не мог категорически. Очень все вкусно и обильно там. И без всякого хруста, даже если речь идет о старом засохшем прянике.

Не бойся, мил человек, у нас можно похрустеть и почавкать (Иллюстрация из открытых источников)
Не бойся, мил человек, у нас можно похрустеть и почавкать (Иллюстрация из открытых источников)

Человек это то, как он ест

Вот точно говорю, что пропаганда хруста - очередное окно Овертона. На очереди чавканье, хлюпанье, сопение - всё это станет обыденностью. Помню во всяких фильмах 90-х, или еще в перестроечной чернухе, очень часто вставлялись сцены застолий, где контингент просто жрал, изображая довольное свинство. Старая кинометафора, и вообще метафора из мира искусства, передавать характеры через еду. Вот хотя бы "Место встречи изменить нельзя", там бандиты безобразно жрут, и за этим делом задумывают очередные злодейства. А персонаж Герда ест аккуратно и скромно, размышляя об эре милосердия.

Ничего удивительного. Человек есть регулярно, еда элементарное условие выживания. Само собой, вокруг еды сложился определенный ритуал, даже целая обрядовая система. В целом она базируется на выстроенной церемонии принятия пищи в определенных условиях: стол, сервировка, последовательность. Но даже если убрать большую часть элементов, когда нет возможности сесть за стол и заткнуть салфетку, все равно остаются неизменные части ритуала. Например, не ставить локти на стол, не издавать громких и резких звуков, вообще поменьше звуков издавать.

Он её научит быть человеком (Иллюстрация из открытых источников)
Он её научит быть человеком (Иллюстрация из открытых источников)

Пэй Мэй всегда прав

Кстати, уже начинаются рассуждения о функциональности всех этих ритуалов и правил. Мол, бессмысленно, но если хотите выпендриться, то можно. Тут же приводят в пример каких-то далеких азиатов, у которых принято как раз и чавкать и рыгать. Но мне дела нет до азиатов, у них все остальное так ритуализировано, что за столом они могут вести себя как угодно, мне этого все равно не понять. А функционал у правил есть, и он ровно один: строгий обряд принятия пищи это еще одно существенное отличие человека от животного.

Да-да, если кто заявляет, что он от этого получает удовольствие, и вообще ему так удобнее. Видели фильм "Убить Билла"? Наверняка да. Прекрасная сцена, где Пэй Мэй объясняет Беатрикс, что если она собралась есть по-собачьи, то пусть это делает на полу, как собака, и спит там, где спят собаки.

Ритуалы вообще очень важны, причем это многоплановое явление. Нарушение ритуала не просто вызов, а отказ от человеческого. Так что ставить локти на стол или чавкать, это почти что нарушать гетеросексуальные табу и переходить в стан радужных. Впрочем, если вы уже там, то я только приветствую, чтобы вы и в еде демонстрировали себя, не пытаясь замаскироваться под человека: хрустите, чавкайте, ставьте локти на стол, хлюпайте и сопите, рыгайте. Ведь вы этого достойны.

Кушать подано (Иллюстрация из открытых источников)
Кушать подано (Иллюстрация из открытых источников)