Будучи "выходцем" из копирайтеров, я довольно гармонично и потихоньку влилась в совершенно противоположную среду. Процесс занял лет 8, начиная еще как раз с тех времен, когда мои труды были целиком и полностью интеллектуальные. Сидеть за компьютером световой день, а иногда и часть ночи - весьма романтично, а вот быть руководителем некоторого количества мужчин простой рабочей профессии со всеми возможными вредными привычками - дело другое, скорее, тяжелое. Но мне нравится.
На текущий день лично в моем штате работает 5 человек. Оговорочка "лично в моем" подразумевает, что у меня есть номинально еще производство, но я им не руковожу, но очень тесно сотрудничаю. Заказы распределяются по двум производствам исходя из их загруженности и удаленности от клиента.
Но по факту финансовые обременения у меня только в рамках работы со своим цехом. И можно попробовать нехитро подсчитать, какие траты возлагаются на мне, как на владельце этого бизнеса:
1. Аренда. Цех не в собственности, как и у большинства производственников. И, честно говоря, я не задумываюсь о приобретении земли, поскольку в некой перспективе лучше бы отошла на второй план в своем деле, работая исключительно как дропшиппер (посредник за процент). Но пока это лишь рассуждения, а платить за аренду нужно каждый месяц.
Мой цех в 350 кв.м., прилегающей территорией, небольшим складом и домиком для отдыха рабочих обходится мне в 30000 руб. Электричество + 3000 руб.
2. Оплата труда. Рабочие, кроме бухгалтера, находятся на сдельной оплате труда равной 25% от стоимости изделия. Монтаж оплачивается отдельно. Что характерно, я не коплю сумму для выдачи раз в месяц или два раза в месяц. Оплата происходит строго после каждого сданного изделия или, если монтажи или сдачи заказов откладываются по независящим от ребят обстоятельствам, то раз в неделю.
В среднем по палате выходит 40000 руб/чел. Это именно среднее значение, есть ребята, которые при своем желании могут свыше 60000 зарабатывать. Работы много, здесь уже каждый сам себе выстраивает комфортную зарплату. В общем и целом зарплатный фонд плюс минус каждый месяц составляет 250000-300000 руб.
3. Материал. Тоже от месяца к месяцу значение плавает. Перед глазами сейчас нет таблички по пунктам расходов. Но в среднем это 30% от месячного оборота. Оборот, естественно, плавающий. Но за эталонное значение можно принимать сумму в 1.000.000 руб. Для пятерых ребят осиливать столярных изделий на 250000 руб. в неделю довольно приличное значение.
Пиломатериалы, крепеж, иные расходные материалы выходят ориентировочно на 300000 руб. в месяц.
4. Налоги. Скользкая часть расходов )) Если сильно не вдаваться в подробности, то разбивая авансовые налоговые платежи, пенсионные отчисления, зарплатные, получится сумма, которую я могла бы отдавать. Но на самом деле не все платежи совершаются ежемесячно, а за себя в Пенсионный фонд я отдают вообще единоразово в конце года.
Но если разбирать помесячно выйдет не менее 60000 руб. в месяц
5. Кредит. Такое бывает не у всех, но бизнес, как это обычно бывает, не всегда обходится без кредитов. И я не исключение. Моя кредитно-рабочая история началась 3 года назад с автокредита на Газель. Потом были нужды на открытие своего цеха и разные ситуации, вынуждающие воспользоваться банковскими продуктами. Но мое производство более чем стабильно, поэтому та внушительная сумма ежемесячного платежа, которая вырисовывается, вовсе меня не пугает.
В месяц я отдают банку сумму равную 90000 руб.
6. Наемный водитель. Я совсем недавно продала свою рабочую довольно новую Газель, не пользуясь её до момента продажи уже более 5 месяцев. Только с появлением проблем со своим транспортом я оценила, насколько удобнее пользоваться чужим наемным транспортом. Отпадает головная боль по содержанию авто и зп водителю, как минимум. Водитель, можно сказать, стал частью коллектива. Но в свободное от моих поездок время он занимается своими перевозками.
В среднем за 2 поездки в неделю, в сумме приблизительно 8 выездов я отдаю приблизительно (всё зависит от удаленности клиента от производства) 35000 руб.
В свои расчеты я не включаю аренду офиса, поскольку с моей дорогой коллегой мы проводим рабочие будни в моей квартире (экономия плюс наш личный комфорт), канцелярские принадлежности и разные расходы, такие как, например, отправка писем клиентам по почте (или СДЭК).
Таким образом получается, что производство мне обходится в +/- 800000 руб. Мой заработок при условии, что заказов будет не менее, чем на миллион, составляет около 200000 руб. На цифрах вроде бы неплохо, безусловно, в реальности есть много "подводных камней" и неожиданностей, причем как хороших, так и со знаком минус.
Да, и зачастую моими клиентами становятся муниципалы, что характерно для зимнего сезона, а у них одна большая особенность - отсутствие авансового платежа и постоплата в течение 15-30 рабочих дней, что говорит, о вливании собственных средств в осуществление заказа. Поэтому говорить, что производство - это легко и прибыльно можно с большими-большими оговорками. Но, как написала в самом начале, мне нравится.
И прежде всего, мне нравится результат моих трудов и, главное, трудов моих талантливых мастеров.
Восхищенная реакция моих клиентов бесценна!