Дали мне в этом году 5 класс. Девочка одна 1 сентября не вышла в школу - ковид у всей семьи. Потом другие ученики заболели - класс вывели на дистанционку на 2 недели. Потом каникулы 2 недели. Вобщем, появилась она в школе только 19 октября. С розово-красными прядями волос. У меня дыхание слегка перехватило, но сдержалась. Учительница начальных классов охарактеризовала её кратко: "Очень слабая девочка". Думаю: ну, пусть хоть так себя проявит. Надо сказать, что в корпусе четыре 5-х класса. С цветными волосами больше никого нет.
Прошло 2 недели. В пятницу вечером получаю в ватсапе сообщение от её мамы: "Добрый день. Марьиванна, почему Дарье делают замечания по поводу волос? Это наше решение. Если есть вопросы мы с папой всегда на связи !!!" (Орфография сохранена.)
Далее: "В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. В силу части 2 той же статьи государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Волосы нельзя признать одеждой как минимум на основании того, что согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 года № 1664н, они являются объектом ряда медицинских манипуляций (к примеру, трансплантации, а в некоторых случаях и медицинского ухода за ними), то есть частью тела человека как объекта медицинского вмешательства. В связи с этим понуждение обучающихся к изменению цвета волос или к отказу от такого изменения будет нарушать права обучающихся на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, гарантированные рядом норм Федерального закона.
Даже если подобного рода требования каким-то образом оказались закреплены локальным актом образовательной организации, в силу части 4 статьи 30 Федерального закона такие нормы не применяются и подлежат отмене образовательной организацией как ухудшающие положение обучающихся (?)образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании положением."
Понимаю, что вечер перестаёт быть томным. Уточняю, кто же посмел (!) сделать замечание её дочери.
"Около туалета остановила методист, и сказала ,что с такими волосами ходить нельзя, что в пятницу придёт участковая, и она очень плохо относится к детям с крашеными волосами. Участковая пришла. И сегодня нас ( родителей)через ребёнка пригласили в участок!!!!! Если мы придём с таким цветом волос в понедельник ( слова сотрудника полиции). Какая-то странная ситуация."
Объяснила маме, что никуда идти не нужно и можно успокоиться. Но мама решила продолжить: "Тем более, что она не одна такая. Вот сегодня и Лена с цветными прядями пришла".
У меня снова дыхание перехватило и слегка потемнело в глазах. Надо сказать, что конкретно сегодня я Лену не видела. Но вчера она была с обычными волосами.
Мама поняла, что сразила меня этой информацией. "Вы же не будете девочкам ничего говорить?" - Этого я обещать не могу. "Мы с папой против, чтобы Вы беседовали на эту тему".
В понедельник встречаю Леночку. Фиолетовые пряди на лбу. Не могу сказать, что я ханжа. В прошлом году в моём 9 классе тоже одна девочка ходила с розово-голубыми волосами. Мне даже в голову не приходило делать ей замечания: сложная жизненная ситуация, возраст соответствующий. Да и больше никто из девчонок её примеру не последовал. Но тут 5 класс. И пошла цепная реакция. Дурной пример заразителен. А пример именно дурной.
По вторникам у нас классный час. Мальчикам разрешила уйти. А с девочками беседу провела. Разговаривала спокойно, доброжелательно, местами с иронией. Девочка смотрела на меня и улыбалась.
Через 30 минут звонит её папа и приглашает подняться к руководителю корпуса. Понимаю, что понеслось.
Папа: "В период пандемии мы решили поддержать ребёнка, разрешили ей покрасить волосы". - Девочка сидела дома 6 месяцев. Красилась бы сколько душеньке угодно. И почему не покрасили смывающейся краской, а именно долговечной? Она как раз до конца года будет так ходить. "Моя жена сказала Вам, чтобы вы не проводили беседу!" - Мало ли что она сказала. Я классный руководитель. Работа у меня такая - воспитывать, прививать эстетический вкус.
Папа достаёт диктофон. Торжествующе: "Вот сейчас вы всё сами услышите!" (При беседе присутствуют руководитель и методист). И включает запись моей беседы. Голос у меня от природы низкий, поэтому говорить вкрадчиво и задушевно для меня проблематично - для этого нужно ещё больше понизить голос. Но даже при этом моём недостатке на записи совершенно четко был слышен доброжелательный тон. Спрашиваю: "И в чём криминал?" "Как??? Это оскорбление и унижение чужого достоинства!". Руководитель тоже заметила, что никакого криминала в моей беседе не видит.
А меня просто затрясло. Они готовились. Дали дочери диктофон. Та смотрела на меня улыбаясь и делала запись. И не важно, что беседа проведена корректно, он готовился к бою и решил своих планов не менять.
Не сдержалась. Сказала, что записывать учителя исподтишка - некрасиво, непорядочно и подло. И как я после этого должна относиться к его дочери? У него такой вид был! - это то единственное, что утешает во всей этой ситуации. Дальше папа по поводу двоек претензии предъявил. Вобщем, беседы не проводить, двойки не ставить. Без их разрешения.