Найти в Дзене

Таксист

21 сентября - 4 октября 1993 года в Москве произошли вооружённые столкновения и последующим вводом войск, в ходе которых погибло не менее 150 человек и более 400 были ранены. 3 октября - захват группой неизвестных вооружённых сторонников Верховного Совета здания московской мэрии и попытка вооружённого захвата Останкино. В Москве было объявлено чрезвычайное положение.

Расследование событий осталось незавершённым так, как в феврале 1994 года Государственная Дума приняла решение об амнистии для лиц, участвовавших в событиях 21 сентября — 4 октября 1993 года. В итоге мы сегодня не имеем ответов о происходивших трагических событиях — в частности, о роли конкретных рядовых лиц, выступавших как на одной, так и на другой стороне, о принадлежности снайперов, стрелявших по мирным гражданам и сотрудникам милиции, о действиях провокаторов и о том, кто виновен в трагической развязке. Большое количество оружия после указанных событий разошлось по территории страны совместно с участниками событий, принимавших в них участие, прибывших в тот период в столицу.

12 августа 2008 года - день рождения старшего сына , как всегда, в доме Сафроновых собрались родственники. Сам Николай Анатольевич, поставив в известность руководство, выехал с работы немного раньше, около семи вечера, если это можно назвать раньше. Примерно около 21.30 прозвучал звонок, звонил Ермолаев Эдуард: «Шеф, не стал бы беспокоить по мелочам, но ситуация требует Вашего личного присутствия». Изложенное в дальнейшем заместителем взорвало спокойного Николая Анатольевича: « Эдик, да ты что творишь! С твоих слов, уже как полчаса прошло сообщение о захвате заложников, а ты только сейчас мне звонишь!» На другом конце трубки: «Думали, сами разберёмся, много ума не нужно, чтобы пьяного успокоить, но информация по автомату, гранате, похоже, точная. Товарищ подполковник, машина выехала за Вами. Здесь уже генерал и СОБР подъезжает».

Уточнив все остальные детали, Николай Анатольевич, уже сидя в машине, составил заочно картину происшествия. По улице Пирогова города Астрахани жила семья Карповых. Муж – Карпов Анатолий Сергеевич, 1960 года предприниматель, продавал «ножки Буша» на рынке «Большие Иссады». Молодая супруга Светлана моложе его на 20 лет, не работала. В семье часто происходили конфликты на почве злоупотребления Анатолием спиртных напитков. Часто Светлана уходила из дома, боясь гнева со стороны мужа. Чтобы не говорить родителям о конфликтах в семье, она оставалась ночевать у подруг. Так же произошло в этот раз. Соседями являлась чета Анашкиных. Отец семейства - Максим, недавно вышедший в отставку капитан-лейтенант Каспийской флотилии, жена Антонина - парикмахер и двое несовершеннолетних детей, дочь 7 и мальчик 5 лет. Около девяти вечера к ним в квартиру постучались, на пороге стоял сосед Толик. Грубо оттолкнув хозяина, он демонстративно прошел на кухню, сел за стол. Когда он положил на стол автомат, Максим оценив обстановку и пьяное состояние соседа, не стал громко возмущаться. В руках у Анатолия была граната. Дальнейшие действия Анатолия, заставили видавшего многое в службе капитан – лейтенанта серьёзно взволноваться. «Максим, я с тобой как с соседом дружу. Моя опять ушла. Твоя Тоня знает, куда она уехала. Я целый день по подругам не могу её найти. Пусть скажет, где Света», - выпалил Анатолий. «Да я не знаю, где Света!» - крикнула Тоня, не понимая, к чему может привести её резкий ответ. «Успокойтесь вы», - сказал Максим, понимая, что ситуация очень не простая и её надо немного разрядить. Пьяный голос прервал тишину: «Значит так, я вынимаю чеку с гранаты, раз Тоня не хочешь по-хорошему. Говори мужу, где Света, и пусть он её везёт домой. Я никуда не уйду и никто кроме Толика из квартиры не выйдет. Со мной не шутите. Долго гранату держать не смогу. Вы меня знаете».

Не раз, видя соседа в неадекватном состоянии во время запоев, соседи почувствовали страх за детей и свою жизнь. Пытаясь еще как-то успокоить соседа, Максим уже молил жену о Свете. Та ответила, что, возможно, у Алевтины, с которой недавно познакомилась, когда была в парикмахерской у нее. Сказала телефон подруги. Тут же позвонили Алевтине, однако она сказала, что Светы у неё нет. «Врёт, езжай к ней. Привези жену. Иначе я тут всех взорву», - прошла опять угроза со стороны Анатолия. Быстро выскочив из квартиры, оставив дома жену и детей, взволнованный Максим выбежал на улицу. О произошедшем он сообщил в милицию. Прибывший на место патруль милиции выслушал свидетеля. Сотрудники высказали намерение зайти в квартиру, не веря тому, что автомат и гранат боевые. Но их порыв охладил отставной военный: «Ребята, не идите, там моя семья, я служил на флоте двадцать лет и знаю, что такое настоящий автомат и муляж. Определил его по весу, с которым он положил его на стол, и чеке. В муляжах чеки, как правило, не бывает». Сотрудники срочно сообщили в дежурную часть о чрезвычайной ситуации.

По прибытии на место, Сафронов подбежал к генералу, ожидая от него возмущения, почему он не на месте и тот прибыл после него. Но нареканий не услышал, видимо, начальник управления понимал, что сейчас не время для воспитания. «Какие предложения, Анатолий Николаевич, СОБР посылать думаю, пока преждевременно. Может, начать переговоры?» - предложения генерала были взвешенными и адекватными сложившейся обстановке. Выслушали командира боевой группы СОБРА о необходимости временного промежутка для подготовки спецоперации и сбора дополнительной информации по расположению квартир и комнат. Еще раз выслушали Максима. Детали подсказали решение. Николай Анатольевич предположил, что раз сосед вышел из квартиры искать жену, то его появление не вызовет сомнений у преступника. Этот момент решили использовать в числе первых для до-разведки и уточнения информации по событиям, происходившим в это время в квартире. Направлять одного Максима в квартиру было нельзя. Анатольевич дополнил свое предложение: «Может, пойти с ним, представившись таксистом, которого якобы нашел Максим, это он отвез Светлану на адрес, и он сможет поехать и показать». Замысел заключался в следующем: убедить Анатолия проехать с таксистом на адрес, а в момент выхода их дома провести захват, чтобы не подвергать опасности женщину и детей. Сафронов, рассказывая мне эту историю, акцентировал внимание на следующем – «Понимаешь, когда принимаешь решение, это одно, а когда думаешь, кому его поручить, - это другое». Оценив уровень подготовки находящихся на месте оперов, он сделал вывод, что идти с Максимом только ему. Наверняка, на месте потребуются импровизация и принятие решений, ответственность за которые мог взять только он. «Благо, прибыл на место с праздничного стола по гражданке», - пронеслась мысль в голове у Сафронова. Вместе поднялись в квартиру. «Кто это с тобой?» - повернув голову на водящих в кухню мужчин, спросил Анатолий. «Это таксист, я нашел его, он здесь рядом постоянно таксует. Он отвез Свету сегодня с утра на поселок Свободный, может показать адрес. Нормальный мужик, я ему кратко рассказал за Вас», - выпалил Максим. «Это хорошо. Садись рядом, давай по рюмашке и поедем», - ответил, уже заикаясь от спиртного, Максим. Сафронов в эти секунды уже оценил обстановку. Автомат боевой, граната без чеки. Медлить было нельзя. Преступник одной рукой отпустил автомат, взял со стола бутылку начатой водки и стал наливать в стакан. Решение родилось сразу, и времени для его обсуждения не было. Понимая, что в коридоре стоят сотрудники СОБРА, Анатольевич бросился на мужчину. Двумя руками зажал его руку с гранатой, а телом навалился на самого человека. Руки должны были зажать гранату в руке преступника, тело - прикрыть остальных от возможного взрыва. При этом прозвучал крик: « Уходите быстро!». Доли секунды шли как вечность. Его крик подхватил Максим, который выталкивал жену с детьми из кухни. Краям взгляда уже не полу Сафронов заметил родные ему на тот момент ботинки спецназовцев.

Преступник был задержан. Семья спасена. Анатолий Николаевич через час присоединился к семейному празднику. На вопрос жены: «Что там у тебя произошло?». Ответил, как всегда, сухо и кратко: «Нормально все, опять семейный дебошир». Никто из гостей не понял, что час назад он спас жизни людей. Так всегда бывает в нашей работе: милиция работает, город спит спокойно. Дальнейшее расследование показало, что оружие и гранату гражданин Карпов привез с собой из Москвы. Именно в числе остальных принимал участие в вышеуказанных событиях. Кем он был тогда, остается в истории, расследование данных фактов закрыто.