После распада СССР Киргизия и Таджикистан так толком и не определили, где точно проходит граница межу ними. Процесс делимитации и демаркации затянулся на десятилетия. Эта неопределённость приводит к частым приграничным конфликтам, где гибнут не только военнослужащие, но и мирные жители. К примеру, только в первом полугодии 2019 года произошло 12 столкновений и каждый раз с жертвами со стороны населения.
Вопрос могла бы помочь решить Москва, поскольку там сохранились многие документы времен размежевания. Однако ни Россия, ни другие коллективные организации, членами которых являются Таджикистан и Кыргызстан, так и не проявляют к этой проблеме никакого интереса.
На таджикско-киргизской границе существуют пять переходных пунктов, через которые можно проехать на своём автомобиле. Самый необычный из них находится в Мургабском районе Таджикистана. Его особенность в том, что этот КПП находится на высоте более 4000 метров в горах Памира — на перевале Кызыл-Арт.
В прошлом году мне удалось побывать на нём и перейти из Таджикистана в Киргизию. Это было самое необычное пересечение границы в моей жизни. Рассказываю, как всё прошло.
Дорога из памирского села Мургаб в Таджикистане в Киргизию проходит по самому высокому из доступных для автомобильного сообщения перевалов на Памире — Ак-Байтал. Мало того, это самый высокий автомобильный перевал всего бывшего СССР. Не каждый водитель похвастается, что побывал вместе с машиной на высоте средней вершины Кавказа. Всего лишь на 1000 метров ниже самой высокой горы Европы — Эльбруса (5642).
Дорога идёт вдоль озера, по высокогорной долине реки Маркансу. За ней начинается гряда, отделяющая Таджикистан от Киргизии. Нужно совершить предпоследний подъём до 4300 метров, прежде чем опять попадём в среднеазиатское лето.
А вот и сам пограничный пропускной пункт Таджикистана. Как я уже говрил, находится он прямо на вершине перевала Кызыл-Арт, на высоте 4280 метров. Да, это вам не граница Евросоюза.
Подъём к КПП на машине весной не назовёшь комфортным и безопасным. Асфальта здесь никогда не было, а в апреле дорога представляет из себя вот такое раскисшее месиво. Этот перевал оказался самым сложным на всём нашем пути. На обычной машине без понижайки и полного привода стоит приезжать сюда не раньше мая, когда снег окончательно растает и дорога подсохнет. Перевал находится в пограничной зоне между двумя стран, поэтому никто особо не парится о его состоянии.
Грузовики, везущие провиант в Мургаб, часто не могут пробиться через этот 15-километровый участок и сутками стоят, застрявшие в снегу.
На КПП отсутствуют все блага цивилизации — свет только вечером от генераторов, мобильной связи нет. Пересекающие границу с паспортами заходят по одному в вагончик, где пограничник в рваном свитере записывает данные в большую амбарную книгу. Раз в неделю её спускают вниз и переносят информацию в электронную базу. Трафика почти никакого — по одной машине с каждой стороны.
Через 15 минут мы уже в машине и едем дальше. Начинается одна из самых протяжённых «ничейных» межграничных территорий в мире — до киргизского КПП больше 15 километров отвратительной дороги-серпантина.
Мокрый снег перемешанный с глиной — на самое лучшее покрытие, которое ожидаешь увидеть на спуске с перевала. Есть места, где можно запросто улететь вниз — никакими средствами безопасности тут никогда и не пахло.
Кое-как на понижайке и тормозах, на скорости 5 км/ч, преодолеваем последние витки серпантина и оказываемся на твёрдой дороге. Здесь живут дорожники, которые пару раз за зиму чистят перевал — на большее у них просто нет топлива.
Водители застрявших грузовиков могут найти себе здесь кров на несколько дней.
Мы спускаемся всё ниже, становится легче дышать и заметно теплеет. На киргизском КПП мы застряли на целый час — пограничники изволили отобедать.
Перекусили и мы, попутно познакомившись и разговорившись с другими погранцами. И, наконец, въехали в Киргизию.
***
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Подписывайтесь на мой канал Trips & UrbEx и будьте в курсе новых интересных историй! Лайк, если понравилось!