Найти тему

Совет преподавателя: отказ от учебника не гарантирует индивидуальный подход к обучению

Проблема, которую я хочу сегодня затронуть, гораздо чаще возникает со взрослыми учениками, но иногда похожие взгляды высказывают и родители школьников. Я сейчас говорю о категорическом нежелании заниматься по учебнику.

Причём выражается это довольно агрессивно: "требуется индивидуальный подход - никаких учебников, никакого заучивания правил, никакой грамматики, только просмотр видео и живое общение с преподавателем, потому что моя цель - заговорить на языке; уровень на данный момент - что-то около beginner (или оценки в школе - 3/2)".

И, увы, ни заговорить, ни получить хоть какие-то существенные знания таким образом невозможно.

Во-первых, язык это не только очень большой пласт знаний, но ещё и навык. А навыки не формируются по щелчку пальцев или из высокой мотивации. Они формируются только временем и отработкой большого количества практических заданий.

Я бы сравнила этот процесс с наращиванием мышечной массы. Для этого недостаточно есть много белка и очень хотеть кубики на прессе. Нужно каждый день выполнять определенные упражнения, без которых мышцы не нарастут, а все употребленные калории отложатся в виде неприятного жирка на животе.

Коллаж автора
Коллаж автора

Во-вторых, здесь налицо непонимание, что язык это система и изучать его нужно системно. Вернемся к тренировочному процессу - для каждой группы мышц нужны свои упражнения. Каждое упражнение требует своего времени на выполнение. Сложность и продолжительность упражнений увеличивается постепенно.

Вы не станете культуристом ни за 15 минут в спортзале ежедневно в течение месяца, ни за 24/7 в течение недели. В первом случае ваших усилий будет недостаточно, во втором вы просто надорветесь.

А еще не забываем про питание и режим, про отказ от вредных привычек, про спортивные снаряды, без которых некоторые упражнения просто невозможно правильно выполнять.

Так вот хороший учебник как раз и представляет из себя систему занятий. Он уделяет равное внимание всем языковым аспектам, он снабжен достаточным количеством практических заданий, у него есть аудио и видео-разделы. И самое главное - он уже был апробирован на большом количестве учащихся и доказал свою эффективность.

Разумеется, хороший преподаватель не станет ограничиваться только учебником. Он вполне может давать дополнительные задания там, где ученику это необходимо. Может задержаться на сложной теме дольше, чем это предписывается учебником. Может задействовать игровые аспекты, чтобы разнообразить процесс. Может привлечь другие ресурсы, если они согласуются с целью. И всё это вместе как раз и называется индивидуальным подходом.

А вот если каждое ваше занятие состоит только из того, что вы посмотрели видео, спели песенку, решили пару головоломок и попробовали по-английски сказать, что вы обо всём этом думаете, это не индивидуальный подход и вы просто теряете время и деньги.

Подготовка статьи занимает время, оценить её можно в один клик. Поддержите автора лайками, комментариями и подпиской.

Возможно, вам будет интересно:

Несколько слов в защиту традиционных методик преподавания языка