Найти тему

Виктюк и Высоцкий нас слышат!

Умер выдающийся режиссер Роман Виктюк

Роман Виктюк. Фото Владимира Желтова
Роман Виктюк. Фото Владимира Желтова

Господи, что за год такой! Ну да, високосный…

В день похорон Армена Джигарханяна не стало Романа Виктюка.

С Арменом Борисовичем у нас было не то две, не то три беседы, о Романе Григорьевиче я могу рассказывать много и долго. Удивительный был человек – во всех отношениях.

Предлагаемое вниманию читателей наше с ним интервью, если не ошибаюсь, 2001-г года, было опубликовано в петербургской газете «Смена», где я тогда еще не работал. Почему именно на нем я остановил свой выбор? Не потому, что речь идет о Высоцком. Перечитывая текст, я «зацепился» за следующий фрагмент: «Иногда мне кажется, что с ним (с Владимиром Высоцким) можно общаться - и сейчас. Я так нахально это говорю, потому что когда ставил на Таганке «Федру», ощущал его присутствие и даже говорил Эфросу: «Анатолий Васильевич, Володя нас слышит!» И это никакая не мистика».

Теперь они, все трое, общаются там напрямую. А нам дано великое счастье - слышать их пожизненно…

- Боже, как мне хотелось, чтобы у меня играл Высоцкий! – воскликнул однажды, уже после кончины «всенародного Володи», «немыслимый Роман». Ну вот, можно было б подумать, Виктюк - и туда же (своей славы мало!), если б не знать, что слова режиссера далеко не пустой звук…

- Роман Григорьевич, мы с вами еще не говорили о Владимире Семеновиче Высоцком…

- В середине семидесятых я был приглашен Олегом Николаевичем Ефремовым во МХАТ ставить пьесу Михаила Рощина «Муж и жена снимут комнату». Одну из ролей играл Сева Абдулов. И когда я понял, что мне для спектакля нужно пять или шесть песен Высоцкого, обратился к Абдулову, они были близкими друзьями. Сева переговорил с Володей. «Я-то готов, - сказал Володя, - но МХАТ – первый театр страны, театр, который контролируется Системой и обслуживает Систему! Я убежден, что из этой затеи ничего не получится!

Даже не знаю, в силу чего - наива или глупости, я не понимал степени серьезности, которая была со стороны государства в отношении к этому человеку. И мне казалось, что меня поддержит Ефремов – я в этом был убежден на 100 %! Да и Рощин успокаивал: «Не волнуйся, все будет в порядке. Те песни, которые мы решили включить в спектакль – замечательные, они не сатирические – лирические». «Дом на горе» я сделаю лейтмотивом спектакля!» - обрадовался я и отправился к Ефремову. А Олег Николаевич - без паузы: «Будут неприятности. Зачем нам это нужно?» Он, правда, мне посочувствовал, сказал, что все понимает, но… на афише Художественного театра фамилии Высоцкий быть не может.

Я продолжал репетировать. Сева Абдулов пел в спектакле все отобранные нами песни. Пришло время составлять афишу. Я ее четко себе представлял: «Песни – стихи и музыка Владимира Высоцкого» должно идти сразу после фамилии художника. Конечно же, Высоцкого вычеркнули сразу! Стало понятно, что в ту колонку, которая бросается в глаза, он не попадет. Но я понимал и другое, что не могу отступиться. Мне стали объяснять ситуацию, сложившуюся вокруг Высоцкого в Театре на Таганке, как он плохо себя ведет, как отрицательно к нему там относятся. Вывод следовал такой: «олицетворение советского театра» – «первый театр» не может сотрудничать с таким нехорошим человеком!

Я настаивал на своем: Высоцкий должен быть в афише! И его оставили в афише, но переместили и поместили среди бутафоров, костюмеров, администраторов – в тот венок, на который редко кто из зрителей бросает свой взгляд. И еще почему-то слово «песни» обратили в единственное число - «песня В. Высоцкого». У меня дома до сих пор висит эта афиша.

И, тем не менее, Володя потом меня благодарил за афишу. Оказалось, что он с ней пошел в Москонцерт. И там ему сказали: «Вот теперь у нас есть основание разрешить вам участие в концертах!» Володя был счастлив! Не знаю, может он что и преувеличивал. Сегодня даже можно сказать, что это неправда. Но то, что Высоцкий мне это говорил, может подтвердить Сева Абдулов.

Роман Виктюк. Фото Владимира Желтова
Роман Виктюк. Фото Владимира Желтова

Из Парижа приехала Марина Влади. И дома у Севы на улице Немировича-Данченко, Володя ей показал на меня: «Запомни этого человека! Он мне в жизни здорово помог!»

После мы не раз собирались в той тесной комнате за круглым столом. Многие сейчас из подобных посиделок делают что-то, а я говорю: это неправда. И думаю, так будет правильнее.

- Роман Григорьевич, в книге «Роман Виктюк с самим собой» вы пишете: «По натуре я труслив. В моей жизни встречался только один более трусливый человек, чем я. Александр Вампилов…»

- А вот это - чистая правда.

- Как же тогда соотнести вашу трусость и ваш поступок? Я думаю, что это был поступок, сознательный поступок.

- Ну, конечно! Когда Юлий Маркович Даниэль передавал одежду и деньги семьям политзаключенных Западной Украины, я возил все это. Он мне еще только предложил подумать, а я уже ответил: «Я готов!» Потому что я не мог по-другому себя вести. Ну, да, я труслив – по натуре. Но есть же преодоление! Иначе как бы я тогда ставил того же Вампилова. Петрушевскую! Не имея возможности поставить «Уроки музыки» Петрушевской на профессиональной сцене, я поставил в Студенческом театре МГУ, на Герцена, в двух шагах от кремлевской стены. Выпускали мы спектакль без «лита», то есть без разрешения. И играли!

- Вы помните свою первую встречу с Высоцким?

- Да. Это было на Таганке, когда Любимов репетировал Брехта - «Добрый человек из Сезуана». Теперь мне кажется, что эта самая первая Володина работа – самая впечатляющая. Я сразу почувствовал и энергетику его, и ауру… Слова ныне затертые, но так было! В нем уже тогда было таинство. И оно сохранилось до сегодняшнего дня, оно никуда не делось. Многим хочется из Высоцкого сделать загадку, и быстро, как бы по пунктам, ее разгадать. Но это не так. Высоцкий – великая тайна, к которой, чем ближе приближаешься, тем выше и глубже она тебя уводит.

Иногда мне кажется, что с ним можно общаться - и сейчас. Я так нахально это говорю, потому что когда ставил на Таганке «Федру», ощущал его присутствие и даже говорил Эфросу: «Анатолий Васильевич, Володя нас слышит!» И это никакая не мистика.

- У вас не было желания поработать с Высоцким как с актером?

- У меня была – клянусь! – замечательная мысль сделать на телевидении постановку по Шекспиру, где Высоцкий сыграл бы шесть ролей. Мы с Галей Скоробогатовой написали сценарий. Там не было Гамлета, а были другие главные шекспировские роли, которые Володя хотел, да так никогда и не сыграл. Мы уже оговаривали первый съемочный день. И вдруг все было остановлено! И я пошел к Лапину узнать, в чем дело. У Лапина на столе лежали «Бесы» Достоевского. Я не смог скрыть своего удивления: «Что это?!» - «Это моя любимая книга!» Я так обрадовался, что не удержался и попросил: «Разрешите мне поставить хоть две строчки из этой книги!»

Лапин посмотрел на меня удивленно: «Вы знаете, этот автор и эта книга нашему советскому народу не нужна!» Он с таким убеждением говорил, что не было никакого сомнения – говорит искренне. Тогда я стал просить за Высоцкого. И услышал: «Этот человек советскому народу тоже не нужен! Берите любого другого актера».

Вот так, Достоевский и Володя Высоцкий тогда, в том диалоге, были объединены вместе.

Роман Виктюк. Фото Владимира Желтова
Роман Виктюк. Фото Владимира Желтова

- Роман Григорьевич, существуют разные точки зрения – режиссеров, актеров, театральных критиков – о Высоцком – актере.

- Да, я знаю. Есть те, которые считают, что он очень средний артист.

- Некоторые считают, что в последние годы жизни он только начал раскрываться…

- Совершенно верно, говорят, что он – только-только… Но я был на всех репетициях, когда Эфрос репетировал с ним «Вишневый сад». На всех! Помню, как Володя слушал Анатолия Васильевича. А как он потрясающе играл! После Высоцкого никакого другого Лопахина принять я не могу! В нем было все – и человечность, и магия, и тайна, и колдовство! Вот когда я понял, что жизнь человеческая - непостижима, что разгадать человека нельзя, и что человек, по-видимому, диссонанс в мироздании. А Володя в своих ролях, в своих песнях этот диссонанс сумел превратить в гармонию!

- Последняя ваша встреча с ним…

- Тоже на Таганке. Это было время, когда Золотухин готов был подменять его в «Гамлете».

Я видел, я чувствовал, как Высоцкого в театре ненавидят и как ждут его ухода… Он всем мешал. Его никто не любил. Ах, как он был одинок в тех стенах! Как потом в тех же стенах был одинок Эфрос. Эфроса также ненавидели, также торопили его конец. А когда они ушли, все вдруг оказались людьми, которые их любили, это не так.

Вот, может быть, они еще и поэтому так нежно относились друг к другу – Володя и Анатолий Васильевич.

И Высоцкий, и Эфрос, и Федор Михайлович - одинокие души, они принимали одиночество как дар. Если бы не было одиночества, не было бы, наверное, тех творческих высот, которых они достигли.

Роман Виктюк. Фото Владимира Желтова
Роман Виктюк. Фото Владимира Желтова

- Вы сможете объяснить, что вас объединяло с Высоцким? Вы такие разнополюсные…

- Совершенно верно - разнополюсные! Я вот сейчас подумал об этом и… вздрогнул. Мы были два хулигана, он - с большой буквы, я – с маленькой. У него текст - такой жирный, а у меня - карандашиком, легко. Мы хулиганили – в творчестве. Но Володя был хулиган как бы - дворовый, а я - домашний, интеллигент-хулиган. Нас с Володей, конечно же, объединяло непонимание существующей партийно-государственной Системы, ненависть к ней. Хотя мы никогда об этом не говорили. Когда мы встречались - клянусь! - смех, улыбка, радость, шутка, рюмка, анекдот – вот что было первоосновой общения. И нежность друг к другу - внутри всего этого.

Я понимаю, что мой рассказ может кому-то напомнить анекдот, про то бревно, которое на коммунистическом субботнике вместе с Лениным несли двести с чем-то человек. И я думаю: Господи, зачем об этом говорить, зачем это вспоминать? Если б ты меня не попросил, я бы не стал этого делать.

Тем более, что я однажды рассказал историю с афишей по телевидению. Ефремов пожурил меня: «О чем ты говоришь! Он же был в афише! Шел следом за тобой!» Я сказал: «Олег Николаевич, я могу принести вам эту афишу, вами подписанную, и вы увидите, что он шел следом, но далеко за мной».

Сейчас, когда Володи нет, так легко всего понапридумывать. Так легко заняться литературой. Чем многие и занимаются. Это так недостойно его памяти. Я ничего не сочиняю. Что правда – то правда: в одной из книжек о Высоцком есть фотография: Володя, перекидной календарь, на календаре - мой телефон, и его рукой написано: «Позвонить Роману».

Роман Виктюк. Фото Владимира Желтова
Роман Виктюк. Фото Владимира Желтова

Автор текста - Владимир Желтов