Пaрфенон-главный храм древних Афин, высочайшее достижение греческой классической архитектуры. Находясь на самой высокой точке городской крепости - Акрополя, он уже 24 века будто парит над городом.
Парфенон возведён в 447-432 г. до н. э., после победоносной войны с Персией в пору правления Перикла. Строили храм архитекторы Иктин и Калликрат, а руководил работами великий Фидий, которому было поручено обновить разрушенный неприятелем Акрополь. Храм выполнен из пенделийского мрамора и посвящён покровительнице города Афине Парфенос (Афине-Деве), к статуе которой один раз в четыре года жители несли дары во время так называемого Панафинейского шествия.
Чтобы войти в храм, торжественная процессия должна была обходить его, любуясь суровой мужественной красотой архитектуры и жизнерадостным скульптурным убранством.
Храм относится к периптерам, т. е. со всех сторон окружён колоннами (по 8 с торцевых и по 17 с боковых фасадов). Колонны каннелированы — украшены продольными желобками. Парфенон представляет собой идеальный образец дорического периптера - самого монументального из трёх греческих ордеров, и в то же время он необыкновенно изящен благодаря использованию приёмов ионического ордера и обилию скульптурного убранства на фронтонах, фризе и карнизе здания.
В поле фронтонов изображались рождение Афины из головы 3евса и её спор с Посейдоном, во фризе над колоннами-сцены борьбы быков с гигантами, амазонками и кентаврами; за колоннами в завершении основного объёма лентой тянулся фриз, показывавший знаменитое Панафинейское шествие. Скульптура была раскрашена, создавая яркое и нарядное зрелище.
Здесь, как и во многих других древнегреческих храмах, применена система оптической корректировки: чтобы придать колоннам более стройный вид, их сузили кверху и расширили (энтазис) на уровне человеческих глаз; а основание (стилобат) и венчание стен (антаблемент), чтобы они казались горизонтальными, повысили в средней части.
В христианские времена храм посвятили Божией Матери. Через десять столетий турки пристроили к нему минареты и превратили в мечеть. Так Парфенон просуществовал до войны Оттоманской Порты с Венецианской республикой, когда в нём устроили арсенал. В 1687 г. выстрелом с венецианских кораблей был взорван находившийся там порох, а вместе с ним центральная часть храма. В 1799-1803 гг. сохранившиеся скульптуры из разрушенного храма вывезли в Лондон.
Сейчас подлинники и копии с них можно увидеть во многих столицах мира. Только реставрационные работы конца ХIХ в. придали Парфенону достойный вид - вид древней руины. Время разрушило камень, но не смогло уничтожить ощущение величия и мощи, которые были заложены при его создании.
Античность (от лат. antikuus- «древний»)- так в эпоху Возрождения назвали искусство Древней Греции и Древнего Рима, не раз порождавшее желание воссоздать его непревзойдённую красоту. Начало античности уходит корнями в искусств Крита и Микен III тысячелетия до н. э., а конец определяется распадом Римской империи в V в. н. э. Греческую античность принято делить на архаический, классический и эллинистический периоды, каждый из которых оставил свои шедевры.
Особый расцвет культуры относится к классическому периоду (VI-V вв. до н. э.). Тогда Сократ, Софокл, Еврипид создал бессмертные драматические произведения, воплощавшие человеческие страсти, а сам человек стал рассматриваться как «мера всех вещей». В произведениях древнегреческой архитектуры ориентация на восприятие человека, продуманность целого и деталей, единство художественного и конструктивного начал создаёт у зрителя ощущение радости и ясности бытия. В классический период греки художественно отработали порядок расположения элементов каменной стоечно-балочной конструкции - создали ордер, подарив миру три его разновидности: дорический, ионический и коринфский.
Римляне, завоевав Грецию, восприняли основные принципы её искусства, но привнесли в неё своё ощущение мира - мира победителей. Если для искусства Греции характерна гармония, то для римской античности- мощь и сила.
Посмотрите интересный документальный научно-популярный фильм National Geographic: Секреты Парфенона / Secrets of the Parthenon (2008 г), Режиссёр документального фильма: Gary Glassman, выпущен: National Geographic (США)
Источник YouTube, пользователь David Tsin