Для себя я выделил два основных механизма распространения песен: фольклорный и технический.
Самым древним механизмом, конечно же, является фольклорный, когда песня передавалась из уст в уста.
« - А чьи слова, Лаура?
- Дон Гуана.»
К сожалению, не все были такими любопытными как персонажи Пушкина, поэтому, несмотря на наличие конкретного автора, у большинства таких песен музыка и слова «народные», хотя справедливости ради замечу, что зачастую народ действительно «соавторствовал», в результате чего мелодия иногда изменялась до неузнаваемости, а текст обрастал ещё несколькими куплетами, и популярный вариант песни иногда очень сильно отличался от авторского.
Однако, фольклорный механизм предполагал некоторые ограничения по форме произведения: популярными становились в основном те песни, которые человек, не обладающий специальной музыкальной подготовкой, мог легко запомнить и воспроизвести.
Сейчас, в 21 веке, эти ограничения уже не так актуальны по следующим причинам:
1. Благодаря интернету и обилию в оном различных статей и видеоуроков, современный среднестатистический музыкант-любитель, даже «не кончая консерваториев», умеет гораздо больше чем тот, которого «дед научил играть на гармони» или которому «сосед-уголовник показал на семиструнке несколько аккордов и бой «восьмёрочку»»:
«Я гитарой не сильно владею
И с ладами порой не в ладах -
Обучался у местных злодеев
В тополиных московских дворах.»
(Ю. Визбор)
Ну а для тех, кому заморачиваться лень, давно придумали караоке, которое и аккомпанирует, и даже слова подсказывает.
2. Пение давно уже не является обязательной частью застолья, ибо если хочется услышать какую-то песню, не обязательно её петь самому, ведь всегда можно включить оригинал.
Теперь о техническом механизме распространения.
В совсем уж давние времена единственным техническим методом распространения песен была печать нотных сборников. Как заметил Иван Жук, издать тогда собственный нотный сборник было всё равно что сейчас выпустить альбом.
Естественно, что и работал данный метод только среди тех слоёв населения, которые могли бы себе позволить такую роскошь как освоение нотной грамоты. Но и этим слоям общества фольклорный метод распространения также был не чужд: так, например, Николай Сличенко утверждал, что такой жанр, как цыганский романс, изначально придумали не цыгане, а дворяне, которые, не будучи профессиональными музыкантами, всё же сочиняли песни и желали чтобы их песни были услышаны, и потому отдавали свои произведения цыганам, а цыгане, в свою очередь, переделывали их на свой манер, а потом и сами начали сочинять песни в похожей стилистике.
Ну а позже, как вы все знаете, появились такие изобретения как грамзапись и радиовещание, а затем и звуковое кино.
Человек – такое существо, которое жаждет разнообразия. На западе, конечно, тоже всё было не просто, но в целом, проблема разнообразия как-то решалась, ибо помимо крупных звукозаписывающих фирм и радиостанций, зарабатывающих на том, что в данный момент времени являлось мейнстримом, были и мелкие звукозаписывающие фирмы и радиостанции, которые занимались «малотиражными» артистами, самые амбициозные из этих мелких фирм надеялись найти среди малоизвестных артистов тех, чья музыка может стать мейнстримом в ближайшем будущем.
У нас же, в Стране Советов, единственным монополистом в сфере звукозаписи было министерство культуры. Однако, каких бы замечательных артистов этот «медиамагнат» не предлагал, людям хотелось услышать что-то ещё. Ведь были и темы, которые волновали многих, но которые не очень-то было принято массово озвучивать, были и авторы, писавшие тем музыкальным и литературным языком, который официальной культурой не приветствовался.
К сожалению, долгое время единственным распространённым альтернативным видом песенного творчества в нашей стране оставался только фольклор различных видов: «студенческие песни», «блатные песни» и т.д.
Даже самодельщики придумавшие способ нарезания пластинок на рентгеновских снимках эту ситуацию исправить не могли, ибо для того чтобы что-то нарезать, должна быть какая-то запись, а для этого должно быть какое-то подобие студии. Поэтому «на рёбрах», в основном, копировались уже изданные отечественные или зарубежные пластинки.
Ситуация изменилась в шестидесятых, когда у населения стали появляться первые бытовые магнитофоны, которые позволяли пользователю записать всё что он сам захочет с любых имеющихся в то время источников: радиоприёмника, проигрывателя пластинок, микрофона и разумеется, другого магнитофона.
Однако мы рассмотрим этот момент, в первую очередь, не с точки зрения конечного пользователя, а с точки зрения человека, который хочет творить и распространять своё творчество, не дожидаясь милостей от чиновников минкульта и фирмы «Мелодия».
Возьмём для примера популярный в своё время магнитофон «Комета МГ-201», различные модификации которого выпускались с 1961 года вплоть до начала 70-х. В комплекте с этим магнитофоном, как правило, поставлялся ещё и микрофон МД-47.
Что, имея такой скудный технический арсенал, можно было записать, чтобы это звучало если не качественно, то хотя бы внятно и разборчиво? Самый простой вариант – пение под собственный аккомпанемент на акустическом музыкальном инструменте. Это и стало одной из причин популярности в шестидесятые и последующие годы такого явления как «авторская» или «бардовская» песня. Как утверждал Владимир Высоцкий в одном из интервью, первые в своей жизни песни он сочинял и пел для себя и своих друзей, но однажды кто-то включил магнитофон на запись, потом кто-то это переписал себе и т.д., и таким образом его творчество стало распространяться далеко за пределы его круга общения.
Замечу, что в том или ином виде песни под гитару актуальны и сейчас, ибо набор «гитара + записывающее устройство» до сих пор остаётся одним из самых доступных «наборов юного творца» :-)
Следующий этап технического прогресса – распространение электромузыкальных инструментов и самое главное - появление относительно доступной технической возможности записывать на магнитофон не только одного человека с гитарой, но и целые музыкальные группы. Так начал набирать популярность жанр, который позже назовут «русским роком». Рок-музыканты уже учитывали опыт шестидесятников и потому изначально клали болт на фирму «Мелодия» и записывали так называемые "магнитоальбомы". Конечно же, их импровизированные наполовину самопальные студии выглядели далеко не так красиво, как это показано в фильме «Лето», но со своей задачей эти студии как-то справлялись. С исторической точки зрения, одной из самых значимых для русского рока студий была студия, созданная на базе кружка звукозаписи в Доме пионеров и школьников Красногвардейского района Андреем Тропилло.
Надо сказать, что "официальная" эстрада тоже была недовольна трестом «Минкульт+«Мелодия»», и причиной тому была нерасторопность нашего чиновничьего аппарата. В результате часто получалась следующая картина: появлялся попсовый хит или, как говорили в то время, шлягер, который исполнялся на телевидении или радио, люди записывали его с телевизора или радио на магнитофон, и последующие несколько месяцев этот шлягер звучал «из каждого окна». А через пару лет, когда эта песня сначала успевала всем надоесть, а потом и вовсе благополучно забывалась, фирма «мелодия», наконец-то, удосуживалась издать пластинку.
Поэтому в эпоху перестройки поп-музыка тоже стала переходить на «магнитиздат». Немалую роль в этом сыграла одна из первых частных звукозаписывающих студий, основанная Александром Кальяновым.
После распада СССР в России появились десятки звукозаписывающих студий и типичная «западная» модель шоубизнеса.
Но сейчас всё гораздо интереснее:
1. В современную цифровую эпоху, имея некоторый набор оборудования и знания как его грамотно использовать, можно прямо дома «на коленке» делать записи очень высокого качества.
2. В эпоху развитОго интернета классические модели шоу-бизнеса не очень-то работают.
К чему всё это приведёт? Поживём - увидим...