Найти тему
Новости Обо Всём

Фейки могут навредить жизни и здоровью ваших читателей: фактчекер Илья Бер о работе с фактами

Оглавление

В начале осени Яндекс.Дзен стал первой блогерской платформой, которая запустила публичную программу фактчекинга. Один из ее партнеров — эксперт по фейкам и редактор Илья Бер. Поговорили с Ильей о том, как работают профессиональные фактчекеры и как блогеру не проглядеть фейк.

Илья Бер — телеведущий, телередактор, публицист, игрок «Что? Где? Когда?», бывший главный редактор программы «Кто хочет стать миллионером?». Создатель и редактор фактчекингового агентства «Проверено».

Как умерло доверие к фактам

Люди ошибались всегда, но о fake news заговорили только в 2016-м году Тогда на мировой арене произошли два очень непредсказуемых события: брекзит и выборы в США, на которых победил Дональд Трамп. Хотя эксперты в своих прогнозах уверяли, что это невозможно, Великобритания вышла из ЕС, а Трамп выиграл, несмотря на свою агрессивную риторику и ложь. Тогда и появились термины «постправда» и fake news как попытка описать новую действительность и выработать инструменты для ориентирования в ней. Ведь в тот момент многие подумали, что теперь мы живем в мире, где правды нет вообще, осталась только борьба мнений. Логично, что тогда же возросла роль экспертного мнения: именно эксперты помогают людям ориентироваться в многоголосии современной информационной среды. Но доверие к экспертам тоже оказалось подорвано.

Почему люди больше не верят экспертам

  1. В интернете все оказались равны.

С одной стороны, сбылась утопия о равенстве, с другой — авторитеты превратились в рядовых юзеров с такой же аватаркой, как и у тысяч других пользователей. Сегодня профессор и подросток ведут разговор на одной площадке. Их мнения как бы уравнялись, так как считается, что у каждого есть право на свою точку зрения, и остальные обязаны ее уважать, даже если человек говорит чушь.

Такая “уравниловка” произошла не только в сети, но и в профессиональных СМИ. Считается, что журналисты обязаны освещать все точки зрения, и именно тогда материал становится объективным. Но на самом деле СМИ должны предоставлять площадку только людям со значимой точкой зрения (имеющей опору на авторитетные научные знания). Если этого не происходит, мы становимся зрителями ток-шоу, в котором на равных разговаривают безумный антипрививочник и профессиональный вирусолог. У последнего, как правило, нет шансов перекричать шарлатана.

  1. Экспертам не прощают ошибок

Не правы могут быть все, даже лучшие ученые. Но люди думают: «Ага! Если этот ученый ошибся, то он никакой не эксперт!». Важно понимать, как часто и по каким причинам оказывается не прав тот или иной человек. К примеру, французский вирусолог Люк Монтанье в 2008 году получил Нобелевскую премию за его работы по исследованию ВИЧ, но сейчас он часто выступает с сомнительными заявлениями: говорит, что коронавирус имеет искусственное происхождение, а вода обладает памятью. Трудно отделять одно от другого, но важно признать, что сегодняшние позиции Монтанье ни в коей мере не отменяют его важных достижений в изучении ВИЧ.

Как работают профессиональные фактчекеры

В начале 2000-х я стал редактором «Своей игры», а потом – «Кто хочет стать миллионером?». Мы придумывали вопросы и проверяли их на корректность и достоверность. По сути я уже тогда работал фактчекером, хотя такого слова еще не было. После «Кто хочет стать миллионером?» я начал сотрудничать со СМИ, анализируя в них факты, а в 2018 году придумал проект «Проверено», где рассказывал о самых живучих, любопытных и опасных фейках. За образец взял старейший и самый авторитетный фактчекерский ресурс snopes.com. Позже Яндекс.Дзен пригласил меня присоединиться к программе фактчекинга и заняться проверкой фактов в материалах блогеров, и я согласился.

Сейчас в нашей группе три редактора с большим опытом участия в интеллектуальных играх (широкий кругозор в проверке фактов очень помогает). Сами мы не отбираем материалы, которые нужно проверить, их присылают администраторы Яндекс. Дзена. Тексты блогеров Дзена, которые приходят к нам на проверку, конечно, отличаются интонациями авторов, но в самой их проверке нет какой-то специфики, процедура фактчекинга для них стандартна.

Как правило, тексты на проверку делятся на две категории: либо на них жалуются читатели, либо это тексты на острые и социально значимые темы, например, о коронавирусе. К примеру, недавно разбирали «письмо бельгийских врачей». Это нашумевшая публикация, на которую любят ссылаться отрицатели коронавируса. По большей части письмо — фейк. За ним не стоят авторитетные в области медицины и науки люди, кроме того, письмо мог подписать кто угодно, и достоверность этого никто не проверял. Там есть даже подпись Елены Малышевой, вот только реальная телеведущая не имеет отношения к этому документу. Кейс потребовал большой работы, так как в письме оказались перемешаны правдивые факты и огромное количество полностью ложных или частично ложных сведений.

На платформе Дзена довольно часто встречается такой тип фейка, как лжерекламный пост. Во-первых, они маскируются под обычный пользовательский контент, во-вторых, содержат недостоверную информацию. Например, текст начинается с новости: “Через месяц водителей будут штрафовать за отсутствие видеорегистраторов”. В конце материала стоит ссылка на конкретный магазин таких товаров. В результате проверки мы выясняем, что такого закона нет, а значит, первая часть текста – чистый фейк.

Как распознать фейк

Если речь не об откровенно лживых публикациях с кучей логических и грамматических ошибок, то с первого взгляда — практически никак. Простого рецепта обнаружить фейк нет, но есть инструкция:

  1. Ищите первоисточник. Выстройте цепочку от источника, где вы увидели сомнительную новость, до того ресурса, где она впервые появилась. Чтобы сделать это, достаточно просто час посидеть в поисковиках и найти самую раннюю публикацию по теме. Если к достоверности этого материала все равно есть вопросы, а настоящий первоисточник утерян, то перед тем, как решите публиковать такие данные, оцените риски.
  2. Оцените авторитетность источника. Одно дело — сообщение анонима на безымянном форуме, другое — статья эксперта под настоящим именем на сайте авторитетного журнала. Информация об авторе должна быть проверяемой и прозрачной.
  3. Посмотрите, кто еще об этом писал. В современном мире сенсации не проходят незамеченными. О громком событии напишет множество серьезных информагентств с большим штатом корреспондентов и фактчекеров. Если информация появилась только в одном анонимном телеграм-канале, то, скорее всего, доверять ей не стоит.

Как вести себя блогерам

Я советую придерживаться принципа: «Лайк — серебро, репост — золото». Каждое наше действие в сети влияет на других: поставишь лайк — публикацию увидят ваши друзья, сделал репост — она «завирусится» еще больше. На любом интернет-пользователе лежит большая ответственность за других. Блогерам Дзена тоже стоит относиться к информации внимательно: чем больше человек кликнет на материал, тем большему количеству пользователей его покажут.

Особо ответственны перед читателями авторы с большой аудиторией. По моим наблюдениям, в публикациях блогеров больше фейков, чем в статьях журналистов. Это легко объяснимо: текст журналиста перед публикацией, как правило, вычитывает несколько редакторов, а блогер чаще все делает в одиночку. Из этого следует простой закон: чем больше глаз видят ваш текст перед публикацией, тем выше шанс засечь неточности, сомнительные формулировки и ошибки. Надеюсь, количество фейков у блогеров уменьшится: в моем идеальном мире контент инфлюенсеров в и журналистов должен отличаться только стилем изложения, а не отношением к фактам.

Мой главный совет — не гонитесь слепо за громкими публикациями. Фейки и ложные сенсации не привлекут аудиторию, но неизбежно повлияют на вашу репутацию в блогосфере и профессиональной среде. Если вам все равно на репутацию, то хотя бы подумайте о жизни и здоровье людей, которые могут пострадать от очередной публикации типа «Как при помощи лимона и соли вылечить ковид».

Подготовил Алмаз Загрутдинов