X ,Y, Z - не символы математических формул, а наименование поколений которые живут сейчас на планете.
Методология эта американская, поэтому к российскому обществу применима с поправками.
Поколение «X» - рождённые 1950-1980 годах. Они же - «бэби-бумеры»,
Поколение «Y» - рождённые в 1990-2010 годы. Они же поколение «селфи» или миллениалы.
Поколение «Z» - рождённые после 2010 годов.
В книге Джин М. Твендж «Поколение селфи. Кто такие миллениалы и как найти с ними общий язык», рассказывает о ментальных особенностях, ценностях, отношении к работе и семье миллениалов, то есть сегодняшней молодёжи, тем кому сегодня 20-30 лет. Именно это поколение определяет наше будущее.
Второе название миллениалов - поколение «селфи», то есть те, кто любят делать много фото себя любимых и постить фоточки в социальные сети.
Применительно к России поколение миллениалов возникло чуть позже, чем в Америке. У нас это поколение ещё называю «дети нефти», то есть это рожденные в конце 1990 - начале 2000 годов. Это поколение не знало серьёзных кризисов и нужды. Привыкло, что самовыражение и свобода - само собой разумеющиеся понятия.
Перейдём к книге, что интересного рассказывает автор.
В качестве примера неформальности и свободы миллениалов описывается такой случай.
В 2015 году половина женской сборной Северо-западного университета США по лакросу пришла на экскурсию в Белый дом во вьетнамках. Девушки сфотографировались с президентом США в обуви, которая раньше годилась только для пляжа и душа.
То есть поколение селфи считает себя вправе выражать внешне в любой форме. Униформа и дресс-код - им не по душе. А вот татуировки миллениалы стали делать чаще, чем предыдущие поколение.
Автор приводит для сравнения бэби-бумеров и поколения селфи.
«Я» БЭБИ-БУМЕРОВ:
- Самореализация
- Путь, потенциал, поиска
- Изменить мир
- Протесты и коллективные занятия
- Заинтересованность в действиях властей
- Духовность
- Жизненная философия
«Я» ПОКОЛЕНИЯ СЕЛФИ:
- Удовольствия
- Следуй своей мечте
- Телевидение, интернет, мессенджеры
- Интерес к себе и друзьям
- Вещи
- Довольство собой
Герой фильма «Бойцовский клуб» Тайлер Дарден резюмировал взгляды поколения селфи:
«У нашего поколения не было ни Великой Дипрессии, ни Великой Войны. Наша жизнь и есть наша депрессия. Нам внушали по телевизору, что однажды все мы станем миллионерами, киноидолами, рок-заездами, но нам это не светит. Постепенно до нас доходит и бесит, страшно бесит».
Джин М. Твендж дополняет эту мысль: «Большие ожидания могут быть источником вдохновения, но для поколения селфи они намного чаще служат причиной горьких разочарований».
Характерные черты поколения селфи
- Миллениалы обладают высокой самооценкой, им с детства внушали идею об их уникальности и возможности достичь любых вершин.
- При этом поколение селфи не любит упорно учиться и работать. А за сделанную работу ждут похвалы и высокого вознаграждения. Не любят критику. Ошибки - считают формой самовыражения или же неудачным стечением внешних обстоятельств.
- Миллениалы толерантны. Выступают за свободу, равенство в отношениях между мужчиной и женщиной.
- Поколение селфи мечтает о успешной карьере и деньгах в мгновение ока. Желают иметь много свободного времени и длительный оплачиваемый отпуск.
- Быстро осваивают новые технологии. Много времени проводят в интернете. Меньше общаются в живую.
Но реальность такова, что конкуренция высока.
Хорошую работу найти сложнее, чем раньше.
Цены на жилье, образование, медицину - постоянно растут.
Процессы социальной мобильности низкие. Реальный шанс стать богатым и успешным, есть у единиц.
Автор, в конце книги даёт советы поколению селфи и их родителям, потенциальным работодателям:
- Больше концентрироваться не на самооценке, а на формировании дисциплины и упорства.
Не осознание собственной уникальности делает человека успешным, а только упорный труд, выдержка и дисциплина.
- Оказание помощи семьям миллениалам.
Женщины работают наравне с мужчинами.
Цены на услуги и товары постоянно растут.
Семьям миллиниалов приходится сложно, поэтому старшему поколению и государству необходимо оказывать поддержку молодым. Государственные детские сады. Не полны рабочий день для мам. Помощь в уходе за детьми. Более низкие проценты по ипотеке и т.д.
- Создание системы консультантов по профессиональной ориентации.
Когда можно все, определиться сложно, поэтому у миллениалов должны быть люди, которые смогут объяснить молодым плюсы и минусы реальных профессий.
Желательно, чтобы это были люди, которые многие годы работают а какой-то конкретной сфере.
Актёр - это не только признание публики и баснословные гонорары, но и ненормированный рабочий день, заучивание больших объёмов текста за за короткое время, хождение по кастингам и пробам, многочасовые репетиции и съёмки.
Адвокат - «не гребёт деньги лопатой» за пламенные речи в суде, а юрист, который часами на пролёт штудирует законы и судебную практику, вчитывается в сотни бумаг. Неделями готовится к судебному процессу. И далеко не всегда оплата его услуг измеряется цифрами с большим количеством нулей.
И даже блогер - не такое уж и просто дело. Необходимо постоянно генерировать новый и интересный контент, быть «в тренде и теме», или же быть профессионалом в своей сфере, чтобы вести тематический блог - врача, финансового консультанта, психолога или т.д.
- Мотивация на работу.
Работодатель должен объяснять в чем ценность работы молодого сотрудника. Предоставлять отпуск и выходные. Нормировать рабочее время.
Если подытожить, то книга интересна тем, что даёт представление о жизни, ценностях и проблемах современной молодёжи. Написана просто. В ней масса ссылок на различные исследования. Минус в том, что все исследования пролились на американской молодёжи. Мы лишь можем проводить параллели с сегодняшней реальностью в нашей стране.