Ранее в ряде своих постов я рассказал об Армении, которую я увидел в январе 2019 года - перед осенней войной 2020 года, перед массовыми демонстрациями, перед политическим и общественным кризисом, перед большими переменами, которые наверняка пройдут в маленькой республике.
Я уже поведал о поездке в городок Арарат, село Ерасх, над которым азербайджанцы сбили российский вертолёт, знаменитый монастырь Хор Вирап, главный архив Армении - Матенадаран. Также я рассказал о походе в армянский парламент, попытку зайти в музей спецслужб Армении, покупке вкусняшек в ереванском ГУМе, монументе Цицернакаберд и походе на ереванский блошиный рынок - Вернисаж.
...Все дела в Ереване были сделаны, настало время собираться в дорогу. Собственно, собираться пришлось недолго. Я попрощался с хозяином хостела Араиком, с индийцами и иранцами, которые жили в хостеле уже несколько месяцев, а с администратором Левоном не попрощался - он куда-то убежал.
Ещё вчера я узнал точное расписание электричек Ереван-Гюмри, нужно было торопиться. Я добежал до станции метро "Площадь Республики", оттуда быстро доехал до "Давида Сасунского" и пришёл на железнодорожный вокзал. До отправления поезда оставалось менее 10 минут, я быстро купил билет - 1200 драмов (167 рублей). Автобус или маршрутка до Гюмри обошлись бы подороже. Кстати, отправляются они отсюда же, с "Давида Сасунского" (в Ереване несколько автовокзалов).
Вот в этот вагон (головной) я и сел:
Поееехали!.. Пассажиров в моём вагоне почти не было, буквально с десяток человек ехали в этом вагоне за всё время пути до Гюмри. Контролёры зашли в вагон где-то на Норагавите или Масисе, то есть на выезде с Еревана. В дальнейшем они ещё раз проходили через вагон, предложили мне перейти в следующий, так как в первом вагоне почему-то не топили (а холод становился всё сильнее), но я остался на своём месте. Понравилось, что контролёры обратились ко мне сразу по-русски, в отличие от парней в тачке на окраине Арарата пять дней назад.
Делать было нечего, я лишь поглядывал в окно. Зимней Арменией, конечно, трудно любоваться - безжизненные полупустыни, всё жёлто-грязное... Летом здесь намного веселее. И, конечно, климат в Армении намного более сухой, чем в Грузии. Осадков здесь меньше, лесов меньше. Действительно, Армения - это не Кавказ. Это уже чистое Закавказье.
Примерно на середине пути, в районе посёлка Гетап поезд проходил всего в 500 метрах от реки Аракс и границы с Турцией. Как раз там железная дорога и автотрасса делают поворот, огибая гору Арагац - самую высокую точку нынешней Армении. Эх, какая всё-таки Армения стала маленькая - всего 30 тысяч квадратных километров, ну плюс территория непризнанной НКР составляла перед осенней войной более 11 тысяч "квадратов". От центра Еревана до границы с Турцией - всего 22 километра, это пешком можно за 4-5 часов пройти. От центра Гюмри до границы - менее 10 километров по прямой. От озера Севан до границы с Азербайджаном - менее 7 километров в самом узком месте. Пара батальонов - и Армения рассечена озером. Дорога от Баграташена на Иджеван проходит в нескольких десятках метров от границы с Азербайджаном.
В общем, стратегическое положение Армении уязвимо от слова "максимально". Страна жизненно зависит от транзита через Грузию, которая очень хорошо дружит и торгует с Азербайджаном и Турцией. А Южно-Кавказская железная дорога ("дочка" РЖД), с 2008 года владеющая всеми железными дорогами Армении, за это время не построила ни одного километра новых путей, хотя проект дороги от Ванадзора до Фиолетово (всего 23 километра) существует уже давно. Этот отрезок позволил бы Армении получить закольцованную ж/д линию в стране и уменьшить время прохождения поездов в сторону Грузии.
Ближе к Гюмри началась настоящая Армения, не ереванская. Ну, началась-то она, конечно, раньше. Но, ребята, разрушенные землетрясением 1988 года дома - это ещё то зрелище. Стоит вот дом, трёх стен нет, а одна осталась... Как будто все люди уехали и забыли забрать свои вещи. Фоток нет, из окна поезда не получилось снять что-то нормальное. Просто поверьте, а ещё лучше - съездите в Ширак и сами посмотрите.
Когда электричка уже заезжала в Гюмри, контролёры снова зашли в вагон.
- Ну что, понравилось в Армении? - спросил у меня один из мужчин.
- Да, очень, - улыбнулся я.
- Приезжай ещё, лучше летом приезжай, - посоветовал контролёр.
Да знаю я, что летом надо приехать... Приеду, куда денусь.
Да, в Гюмри намного холоднее, город выше Еревана на несколько сотен метров. Средняя температура января в Ереване - минус 3-4 градуса, а в Гюмри - 9-10 градусов. Разница прямо ооочень ощутимая. Ну, а рижские электропоезда рулят, в этом нет сомнений!
До отлёта моего самолёта оставалось более двух часов, я по наивности надеялся пройти этот путь пешком. Собственно, идти-то нужно было чуть более 5 километров.
Вокзал в Александрополе (так тогда назывался Гюмри) был построен в 1897 году. Днём 12 января он показался мне, конечно, более живым и весёлым, чем вечером 2 января.
Ленинакану (так назывался Гюмри в советское время) не повезло дважды. Во-первых, землетрясение 1988 года оказалось очень сильным и разрушительным. Во-вторых, оно произошло слишком поздно, за три года до полного развала СССР. Если Ашхабад после землетрясения 1948 года и Ташкент после бедствия 1966 года возродились как фениксы из пепла и стали больше и краше, то Ленинакан пострадал в уже задыхающейся стране, и такого же объёма помощи (при более тяжёлых условиях и последствиях) не получил.
Землетрясение как будто было вчера... Кстати, на что обратил внимание: в Армении сохранилось намного больше артефактов советской эпохи, чем в Азербайджане. Да-да, в Армении даже не проводился референдум о сохранении СССР, а в Азербайджане 93% голосовавших были за сохранение Союза. Но! - парадокс: в Армении сейчас больше символов-знаков бывшей империи. Сохранился в Ереване и памятник 50-летию Октябрьской революции, и памятник Шаумяну, и памятник бойцам Красной Армии (в честь покорения Армении в 1921 году), и многие другие. Сохранены статуи, памятные доски, надписи - всё есть.
В Азербайджане же много делается для того, чтобы стереть воспоминания о Российской империи, СССР и армянах. Тем более у Азербайджана есть на это средства (что самое главное). Армянский бюджет не потянет идеологическую войну со своим прошлым, и Армения не тратится на всю эту антироссийскую, антисоветскую и прочую анти- байду.
На улицах было очень скользко, снег в Гюмри, видимо, не чистят, ждут, пока он сам растает. По пути я зашёл в продуктовый магазин, купил там две банки армянского варенья, пару бананов и какого-то печенья - вышло на 2700 драмов, то есть 375 рублей, вполне неплохо.
Время уже поджимало, я решил не рисковать, а доехать на такси. Благо, что долго искать не пришлось. Армянин на подержанном "Вольво" предложил ценник 600 или 700 драмов - прекрасно, это вам не 2-3 тысячи, которые 2 января заряжали таксисты в аэропорту.Вот где-то в этом районе я заплутал и сбился с маршрута. Стал спрашивать дорогу у местных, они подсказывали вроде как не туда, куда мне - как я думал - было нужно идти.
Кстати, армяне говорят, что Гюмри - это папа. Город этот действительно прекрасен, жалко, что я не погулял там хотя бы один светлый день. В следующий раз обязательно исправлю эту оплошность.
В аэропорт мы приехали быстро. По пути водитель (даже не помню его имя) сказал, что вообще-то по образованию он чеканщик, но в Гюмри такой работы нет. Ну естественно... По приезду в Ширак я заплатил таксисту тысячу драмов (139 рублей) - всё равно это намного меньше, чем просили таксисты 10 дней назад, а человеку хоть приятно.
- Домой, в отпуск едешь? - спросил меня один из местных, очевидно, приняв за военного с российской 102-й базы, которая расположена в Гюмри.
- Домой еду, но из отпуска, я гражданский, - с улыбкой объяснил я. Да, действительно, наверняка большинство наших контрабасов и офицеров с базы теперь летают домой именно из Ширака.
В аэропорту я запаковал багаж (это обошлось мне ещё в 2 тысячи драмов). После этого я прошёл на регистрацию. Слава Богу, хотя бы не пришлось платить 25 евро за регистрацию в нероссийском аэропорту, огромное "спасибо" авиакомпании "Победа" за её порядки. А так фиг знает, как бы пришлось платить - в драмах уже почти ничего не оставалось, а банкомата ВТБ поблизости не было.
Народу на мой рейс было много, как и в прошлый раз - чуть более половины армян и около половины туристов. На регистрации меня опять ждал мини-допрос от погранцов - зачем ездил в Азербайджан и тому подобное. В результате мне опять поставили штамп с маленьким красным треугольником (у всех ли это или ставят его только бывавшим в Азербайджане - не знаю) и пропустили.
На рейс все пассажиры шли пешком, ну прямо как будто в Советский Союз попал. Какие там автобусы или коридоры - двери открыли и вперёд!
Сам полёт прошёл нормально, во Внуково мы приземлились вовремя, только вот очень долго проходили контроль у наших погранцов. В каждое окно стояла очередь человек по 20-25. Я боялся, что опоздаю на поезд - он отходил от Ярославского вокзала в 00.35, а из Внуково я вышел где-то в половине десятого. Но мне повезло: ещё на пути из аэропорта на автобусную остановку я видел таксистов, предлагавших доехать до метро за 150 рублей. Ближе к остановке ценник снизился уже до 100 рублей. Правда, для этого машина должна была набиться полностью. Я согласился ехать с одним некоренным москвичом, тут же нашлись ещё два пассажира. Минут пять пришлось подождать последнего, но, наконец-то, какая-то женщина решила не ждать автобус и поехала с нами. До "Саларьево" мы домчали быстро, по пути таксист сетовал, что из-за "Яндекс-такси" работать стало куда менее выгодно. В Салаьево я уже бежал по всем лестницам, ещё и забыл московскую "Тройку" в рюкзаке, который, естественно, был замотан лентой в Гюмри. Так и ехал в метро, отковыривая ленту на глазах у безразличных редких пассажиров.
Остальное было уже совсем неинтересно. Посадка в поезд, раскладывание, разговоры с попутчиками... Днём 14 января я был дома в Екатеринбурге. Началась рабочая неделя, начались трудо выебудни.Успел я вовремя, вышел на Ярославский вокзал около полуночи.
Одно знаю точно - мой разговор с Кавказом не закончен, всё ещё впереди.
Спасибо за внимание!