Наши убеждения – это общие выводы о ситуации, которые когда-то мы сформировали самостоятельно или с помощью авторитетных для нас людей. Понимание мироустройства мы пропускаем через эти убеждения... и видим все не так, как есть на самом деле.
Все, что вы думаете об обстоятельствах и окружающих, – плод фантазии, помноженный на воспитание и личный опыт. Вот простой пример: когда вы слышите фразу: «Пенсионеры отдыхают», первое, что приходит на ум, – дача или скамеечка у двора, но никак не горнолыжный курорт и съезд опытных скейтбордистов.
То же самое происходит в патриархальных семьях, где в девочке взращивают в первую очередь «женские» качества и таланты. Родители абсолютно искренни и желают добра, им просто не приходит в голову, что кроха в ажурной юбочке может полететь в космос или исследовать новый вирус.
Но этот рубеж перешагнуть проще, чем рубеж «бедняка». Человек, родившийся в простой семье, чаще всего будет выбирать полезные профессии для изучения, закрывая рискованные двери к творчеству, новаторству или крупному управлению. А ко всему желанному, но нереализованному сформирует враждебное отношение.
Все эти установки со временем начинают восприниматься как абсолютная истина, потому что они подтверждаются тем образом жизни, который ведет человек. Ведь действительно, тебя кормит профессия менеджера, а вовсе не акварели, которые ты от случая к случаю рисуешь дома. Работая «на дядю», ты каждый месяц получаешь стабильную оплату, а в бизнесе много рисков – один раз уже прогорел.
Однако в новых условиях, в век торжества технологий и стремительного развития всех рынков, люди с закостеневшими убеждениями о самих себе и своем деле просто не выживают!
Отсюда – нервные срывы и уходы от реальности всеми возможными способами. Человек хочет, чтобы все шло по привычному, предсказуемому пути, а любые перемены (даже к лучшему) воспринимает как акт агрессии со стороны судьбы, окружающих, работодателей или бизнес-партнеров.
Как с этим работать
Хорошая новость! С ограничивающими убеждениями можно работать: сдвигать, снимать, выворачивать в свою пользу. Для этого придется стать немного... социологом и правильно оценить свои поведенческие мотивы.
Сначала определите, откуда «растут ноги» ваших убеждений относительно самих себя:
1) вы слышали оценочные суждения в детстве от старших и приняли их за непреложную истину;
2) у вас есть собственный опыт после нескольких неудачных попыток чего-то добиться;
3) вы проанализировали опыт значимых для вас людей и сделали соответствующие выводы.
На эту тему есть замечательная цитата, авторство которой приписывают многим известным личностям: «Самая большая глупость — это делать то же самое и надеяться на другой результат». Возможно, для реализации задуманного вы выбрали не того человека в союзники, или используете устаревшие инструменты развития (для бизнеса), или вам не хватает практики и теоретических знаний (например, в творчестве). Чтобы добиться другого результата, попробуйте комбинировать совершенно новые подходы.
И, если уж мы говорим о деле всей жизни, бояться неуспеха не стоит. Даже Агата Кристи смогла продать свой первый роман только седьмому по счету издательству, да и то за гроши и малым тиражом.
Что же касается первого и последнего пунктов – опыт других людей важен. Но его нужно правильно применять: избегать их ошибок, а не избегать действий вообще.