В 30 километрах от Орла, недалеко от федеральной трассы М2 "Крым" находится некогда великолепная, а сейчас практически заброшенная усадьба и огромный липовый парк.
Имение, построенное в конце XVIII - начале XIX века, до прихода к власти большевиков было родовым гнездом Новосильцевых, сумевших добиться больших успехов на государственной службе. После революции в усадьбе на долгие 90 лет обосновался туберкулёзный санаторий. Последние десять лет старинная дворянская усадьба с самым большим парком в Орловской области пребывает в запустении. Как сегодня выглядит памятник истории и архитектуры, почему его называют одним из семи чудес Орловщины и что уже несколько лет мечтают сделать из имения потомки бывших владельцев, - сейчас расскажу.
Что было
История усадьбы в поселке Первый Воин началась еще XVIII веке: первый из известных нам Новосильцевых, обычный мещанин Иван Иванович, был сослан в Сибирь за мошенничество, а вернулся он из ссылки офицером да и еще и получил право на приобретение дворянства. Практически сразу после этого он выкупил участок земли у предков писателя Ивана Тургенева по материнской линии, а уже его сын Петр Иванович, сделавший блестящую карьеру от канцелярского служащего до генерала, сумел превратить вместе со своими сыновьями рядовое поместье в глубинке России в настоящую жемчужину Орловщины.
В ту пору усадьба Новосильцевых была одной из самых роскошных не только в Мценском уезде, но и во всей губернии. Ее территория впечатляет и по сей день: усадебный парк занимает площадь более 100 гектаров, и сегодня это не только один из самых старейших парков в России, но и самый большой в Орловской области, где по аллеям высажено более четырех тысяч лип, а внутри прячутся фруктовые деревья.
Флигель, построенный в традициях древнерусского зодчества, является чуть ли не самым старинным зданием во всей губернии. Дошел до наших дней и дом, в котором родился известный композитор Василий Калинников. Бывали в этой усадьбе и именитые гости: Иван Тургенев, Николай Некрасов, Федор Тютчев, Афанасий Фет, заглядывал и граф Лев Толстой.
Что стало
Все изменилось после Октябрьской революции: в 1918 году имение конфисковали и передали под санаторий для больных туберкулезом, который просуществовал в этом месте около 90 лет. Однако в 2009 году в результате очередной "оптимизации" лечебницу попросили покинуть насиженное место, а сама усадьба потихоньку начала превращаться в никому ненужные руины.
Спустя три года областное правительство на безвозмездной основе передало имение в пользование организации, занимающейся реабилитацией наркоманов, рассчитывая, что она заодно приведет в порядок усадебные постройки. Но что-то пошло не так, и уже в следующем году профилакторий по примеру предыдущего обитателя спешно выехал из "дворянского гнезда".
Примечательно, что еще в 1977 году усадьба Новосильцевых была признана объектом культурного наследия регионального значения. А в 2011 году, когда комплекс начал постепенно превращаться в графские развалины, он был выбран орловцами одним из семи чудес Орловщины.
Летом, когда некошеная трава достигает человеческого роста, близко подойти к сохранившиеся усадебным постройками практические невозможно. Впрочем, разруха и запустение видны невооруженным глазом издалека: сломанные лестницы, выбитые окна, надписи на фасадах с осыпавшейся штукатуркой. Еще немного и от орловского "чуда света" останется только парк, да и тот, если за ним не ухаживать, довольно быстро превратится в заросший лес.
Что будет
Еще в 2015 году появились первые несмелые попытки кардинально переломить ситуацию. Поскольку на реставрацию культурного наследия у региона денег нет, то его руководство с радостью отозвалось на предложение французских потомков Новосильцевых о восстановление усадьбы за счет, так сказать, внебюджетных средств. И начались переговоры, проекты и презентации.
Внук эмигранта-белогвардейца Борис Нечаев, который несколько лет назад переехал из Франции в Россию вместе со своей семьей, решил привести в порядок родовое имение, чтобы впоследствии открыть на его территории что-то вроде российско-французского культурного центра с музыкальными и литературными фестивалями, которые могли бы стать основной событийного туризма в Орловской области. Он даже нашел меценатов, готовых спонсировать восстановительные работы, однако дальше разговоров и проектов дело не пошло. Почему - не знаю. Но факт остается фактом: усадьба разваливается на глазах и не ровен час реставрировать будет просто нечего.
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации)
Читайте также:
- Сабуровская крепость: как граф с "османским синдромом" строил усадьбу под Орлом
- Один день в Орловском полесье: источник, зоопарк и озеро
- Дивногорье: Большие Дивы - уникальное место в Воронежской области