Найти тему
Классический Либерал

Маршал Бурт: как либертарианцы смогут победить

Нынешние президентские выборы в США – это не только президентская гонка с фальсификациями и пересчётом голосов в нескольких штатах. Не только референдумы, повсеместно легализующие наркотики. Это ещё история неожиданных побед. Впервые за 100 лет третья партия победила на выборах в Заксобрание Вайоминга. Маршалл Бурт теперь представляет либертарианскую партию в 39 округе.

Успех действительно серьёзный, ведь до этого провернуть такое смогли лишь ещё 4 либертарианца. Пусть Бурт говорит: «Я, как морской пехотинец, не знаю неудач, ясно? Я не знаю поражений, иначе я бы не начал». И всё же сопартиец Аполло Пазел куда сдержаннее его оценивает. Ведь чтобы победить, Маршаллу понадобилось набрать 1696 голосов, что не так уж и много. А единственным оппонентом из крупной партии оказался демократ. Потому, если учитывать, что республиканцы на президентских выборах набрали в Вайоминге 70.4%, то, участвуй там кандидат от правящей партии, у Бурта не было бы шансов.

Да и отрыв от Стена Блейка, конкурента из Демпартии, у Маршалла вышел совсем небольшим: менее 5%. И это при том, что ценности последнего не слишком отличаются от настроений населения, которое обычно голосует за республиканцев. На своём сайте он опубликовал три основных пункта своей программы: они затрагивают экономику, образование и закон об оружии (вторую поправку).

Бурт критикует как демократов, так и республиканцев за то, что они не могут эффективно организовать ни экономику, ни образовательный процесс в штате. Особенно проблемы проявились во время пандемии, от которой на сегодняшний день погибли почти 250 тысяч человек. Выход, по мнению либертарианца, лежит в предоставлении большей автономии штату. Местные проблемы должны решать местные политики. Маршалл не отказывается от экспериментов, которые могут помочь Вайомингу. К примеру, политик утверждает, что если хоть один семинар в неделю в школах штата проводить онлайн, то расходы властей снизятся на $1 млн.

Куда более личный пункт программы – защита второй поправки. Ведь сам Бурт – морской пехотинец. Он рассказывает о том, как людям пришлось защищаться от авторитарных замашек правительства, когда он служил. Особенно Маршалл делает акцент на том, чтобы люди могли защитить себя. Ни слова про BLM и массовые беспорядки в этом году. Но намёк очевиден. А из конкретных мер: отказ от получения оружия лишь по месту жительства. И запрет баз данных покупателей огнестрела, которые могут заполучить преступники. Подобные правила сейчас действуют в Вермонте.

Характерно, что Маршалл никогда не был связан с госаппаратом или бизнесом. Да и ему не нужно было: он сам часто обходил дома своих потенциальных избирателей. И именно на таком уровне, возможно, либертарианцы, зелёные или ещё кто-либо ещё могут победить. Но доля иронии в заголовке этой статьи всё же довольно велика. И вот почему.

Американское общество становится всё более разделённым по политическим взглядам. Pew Research Center с 1994 года проводит опросы, выявляя изменение позиций населения: республиканцев и демократов. Согласно нему, среднестатистический демократ в 2015 году имел более либеральные взгляды, чем активно вовлечённый в политику демократ в 1994 году. То же справедливо и для республиканцев.

Такой процесс не может быть следствием изменений избирательной системы США. Она как была мажоритарной с относительным большинством, так и остаётся. При такой системе всем политическим силам выгоднее выступать за партию, которая наиболее им близка. Потому как часто нет второго тура (в случае Америки – в Конгрессе и в Сенате).

Только либертарианская партия упорно отказывается соблюдать такие законы. Она, во-первых, в 1996 открыла свои филиалы во всех 50 штатах. Во-вторых, кандидат на пост президента в 2020 году от этой партии, Джо Джоргенсон, утверждала, что для неё нет особой разницы, победит ли Трамп или Байден. Хотя первый на своём посту резко снизил налоговую нагрузку на граждан.

Дело в том, что поляризация в Соединённых Штатах происходит, прежде всего, по этническому признаку. Движение Black Lives Matter начало громить города не просто из-за смерти злоупотреблявшего наркотиками Джорджа Флойда. И даже далеко не столько из-за полицейского насилия. Это можно понять, просто взглянув на карту голосования на президентских выборах по этническим, половым и социальным группам.

Хотя в 2020 году, несмотря на обострение отношений между расами, голосование получилось несколько менее поляризованным. Многие белые пенсионеры голосовали за Байдена. А доля поддержки Трампа неграми, по сравнению с предыдущей кампанией, выросла в 1,5 раза: с 8 до 12%. За Трампа проголосовало 18% среди чёрных мужчин и 8% среди чёрных женщин.

Тем не менее, диспропорция в голосах среди разных групп в США крайне существенна. И этот тренд не меняется как минимум с девяностых. В конце концов, это может привести к более существенным последствиям, чем разбитые витрины и несколько десятков убитых. И пока общество будет становиться всё разделённее, будет всё меньше шансов победить у третьей силы. Будь то даже либертарианцы, которые не поддаются законам политологии.