Найти в Дзене
Арт-дневник

Какой тип гения вам ближе? Результаты исследования и вопросы для самопроверки

Не помню точно, в каком году мне попалось исследование профессора Чикагского университета Дэвида Гэленсона Young Geniuses and Old Masters: The Life Cycles of Great Artists from Masaccio to Jasper Johns. В 2004? В 2005? Не важно. Если вам интересно, то полный текст исследования в формате PDF до сих пор доступен по этой ссылке.

Все мы иногда задумываемся над собственными жизненными достижениями. Особенно, когда перед глазами появляется пример кого-то более молодого и по-настоящему успешного. Особенно, когда мы уже достигли определенного немаленького возраста.

Так вот, если вкратце, Дэвид Гэленсон выяснил, что существует два типа гениев: одни достигают выдающихся успехов в начале жизни, а другие – в конце. Сам Гэленсон и его карьера только подтверждают результаты его исследования. Он был скромным профессором экономики, имел хорошую репутацию, но, скажем так, звезд с неба не хватал. Ничего выдающегося. Он специализировался на экономике труда, в том числе устанавливал взаимосвязи между возрастом и продуктивностью, возрастом и ценой рабов в колониальной Америке. Но в один прекрасный день он решил применить стандартный статистический инструментарий для проверки гипотезы, а существует ли связь между возрастом художника и ценностью его работ. Исследование «выстрелило» и Гэленсон прославился в 55 лет!

Дальше я буду частично использовать текст статьи, которую когда-то написала для E-xecutive (на самом ресурсе статья потерялась, а мне жалко - она была классная!).

Гэленсон исследовал творческую карьеру 42 американских художников, живших примерно в одно время. Для каждого он построил график, где горизонтальная ось обозначала возраст, а вертикальная – стоимость работ по результатам аукционов. Развесив на стене 42 графика, профессор увидел, что все они делятся на две группы. В первом случае пик стоимости работ художников приходился на начало карьеры, после которого следовал постепенный спад. В эту категорию попали Энди Уорхол, чье самое дорогое произведение было создано в 33 года, Фрэнк Стелла (в 24 года), Джаспер Джонс (в 27 лет) – то есть те, чья творческая карьера достигла своего пика в годы молодости. Все, что они создали позднее, оценивалось уже не столь высоко. Во втором случае стоимость работ с течением жизни художника постепенно увеличивалась, а пик приходился на зрелый или даже преклонный возраст. В эту категорию попали Виллем де Кунинг, чья самая дорогая работа была создана им в 43 года, Марк Ротко (в 54 года), Роберт Мозервелл (в 72 года).

Чтобы проверить свою теорию, Гэленсон решил рассмотреть помимо цены и другие критерии. Он вместе с несколькими помощниками собрал книги по истории искусств и проранжировал работы в порядке упоминаемости и значимости, положившись на мнение искусствоведов. Сопоставив возраст художника и значимость созданных им произведений, он вновь получил аналогичные графики двух типов. Одни художники создали множество блестящих творений в возрасте 20-30 лет и лишь несколько в более поздний период своей жизни, а другие, наоборот, свои лучшие работы написали в зрелые годы, причем с возрастом количество работ увеличивалось.

Тогда Гэленсон приступил к изучению биографий людей искусства, нанизывая качественную «плоть» на количественный «скелет». И в этот момент его теория ожила. Два типа гениев – это два типа людей абсолютно разного склада и мироощущения.

Тех, кто добивается успеха в молодости, Гэленсон назвал «концептуальными инноваторами». К этой категории относятся поэты Томас Элиот (написавший «Любовную песню Дж. Альфреда Пруфрока» в возрасте 23 лет и «Бесплодную землю» в 34 года), Эзра Паунд (85% его произведений написаны в возрасте 20-30 лет) и Сильвия Плат. Сюда же можно отнести писателя Германа Мелвилла, режиссера Орсона Уэллса.

Тех, кто добивается успеха в зрелом возрасте, Гэленсон назвал «экспериментальными инноваторами». К этой категории относятся поэты Уоллес Стивенс, Роберт Фрост (92% его произведений были написаны после 40 лет) и Уильям Карлос Уильямс, писатель Марк Твен, скульптор Огюст Роден, режиссер Альфред Хичкок.

Эти две категории гениев совершенно по-разному строят креативный процесс. Наиболее яркие представители двух полюсов гениальности – Пабло Пикассо и Поль Сезанн.

Источник: legacy-time.ru. Пабло Пикассо
Источник: legacy-time.ru. Пабло Пикассо

Пикассо – «концептуальный инноватор», родоначальник революционного кубизма. Свое наиболее выдающееся, по мнению искусствоведов, произведение, картину «Авиньонские девицы», он написал в возрасте 26 лет. Безусловно, он является автором и многих других замечательных творений, но 40% из них были созданы им до 30. Пикассо тщательно обдумывал идею произведения до того, как приступить к работе. После этого он мог уверенно воссоздать ее. «Концептуальные инноваторы» обычно точно знают, чего хотят, и что делают. Они по-другому смотрят на привычные вещи и часто нарушают правила, ломают стереотипы. Со стороны иногда кажется, что их идеи ниспосланы свыше, а сами они пребывают в параллельной реальности. К сожалению, их судьба нередко трагична. Часто они умирают молодыми. Но даже если не умирают, создав нечто значительное в молодости, они всю оставшуюся жизнь вынуждены соревноваться с самими собой, пытаясь превзойти свои же собственные достижения.

Источник: Young Geniuses and Old Masters: The Life Cycles of Great Artists from Masaccio to Jasper Johns
Источник: Young Geniuses and Old Masters: The Life Cycles of Great Artists from Masaccio to Jasper Johns

В отличие от Пикассо Сезанн медленно шел к успеху, постепенно совершенствуя свою технику. Наиболее ценные работы Сезанна были созданы им в возрасте 67 лет. Лишь 2% его более или менее известных работ приходится на возраст 20-30 лет, 60% были созданы после 50 лет. Сезанн редко заранее представлял свое будущее творение. Он выяснял, что именно рисует, в процессе непосредственно рисования.

Источник: ar.culture.ru. Поль Сезанн
Источник: ar.culture.ru. Поль Сезанн

В то время как Пикассо сразу подписывал свои работы, Сезанн подписал менее чем 10% из них. Он редко был уверен в том, что творческий процесс завершен и больше не потребуется доработок. «Экспериментальные инноваторы» используют метод проб и ошибок, они терпеливы и уважают традиции. Они живут в реальном мире и добиваются успеха благодаря собственному трудолюбию. Их талант проявляется как следствие обобщения чужого опыта и непрерывное оттачивание своей техники.

Источник: Young Geniuses and Old Masters: The Life Cycles of Great Artists from Masaccio to Jasper Johns
Источник: Young Geniuses and Old Masters: The Life Cycles of Great Artists from Masaccio to Jasper Johns

Развивая свою теорию, Гэленсон также выяснил и другой интересный факт. Поколения «концептуальных инноваторов» и «экспериментальных инноваторов» сменяют друг друга. Например, ведущие американские художники, родившиеся между 1900-м и 1920-м годами, создали свои лучшие работы после 50 лет. Художники, родившиеся между 1920-м и 1940-м годами, создали свои наиболее ценные работы до того, как достигли 30-летия. Молодые гении приходят на смену старым мастерам, которые вновь сменяют их, развивая и совершенствуя захватывающие открытия.

Если рассматривать теорию Гэленсона применительно к русской литературе, то Льва Толстого, написавшего «Войну и мир» в 40 лет и «Анну Каренину» в 48 лет, и Александра Солженицына, создавшего «Один день Ивана Денисовича» в 44 года и опубликовавшего «Архипелаг ГУЛАГ» в 55 лет, можно считать представителями категории «экспериментальных инноваторов». А, соответственно, Михаила Лермонтова, написавшего «Бородино» в 23 года и «Героя нашего времени» в 26 лет, и Александра Пушкина, ставшего автором «Кавказского пленника» в 22 года и окончившего «Евгений Онегин» в 31 год, можно отнести к категории «концептуальных инноваторов».

Теория Гэленсона, безусловно, небезупречна и при желании в ней можно найти слабые места. Сам же Гэленсон говорит, что его теория отражает тенденцию, а не строгий закон. Ярко выраженные «концептуальные инноваторы», чья творческая карьера подобна вспышке, а судьба драматична, находятся на одном полюсе. Ярко выраженные «экспериментальные инноваторы», кто создает нечто удивительное после преодоления рубежа своего 50-летия, находятся на противоположном полюсе. А между ними существуют более умеренные представители обоих типов гениев.

Хотя очевидно, что существует соблазн использовать теорию Гэленсона в качестве оправдания для лени и средства повышения самооценки, можно все же попробовать честно разобраться в себе, ответив на несколько вопросов.

  • Вы полагаетесь на планирование больше, чем на импровизацию?
  • Вам больше нравится изучать теорию, а не факты?
  • У вас есть яркие идеи, которые вы пытаетесь реализовать на практике?
  • Вы цените самоконтроль больше, чем спонтанность?
  • Вы сначала обдумываете главный принцип, а затем детали?

Если вы ответили на большинство вопросов утвердительно, то вы, скорее всего, относитесь к категории «концептуальных инноваторов». Чтобы в полной мере реализовать свой потенциал, вам необходимо принимать новые вызовы. Избегайте застоя, для вас он может быть губителен. Вам не обязательно ориентироваться на стереотип стремительной карьеры. Возможно, вы сможете совершить прорыв, применив свои подходы и идеи к новой области. Изменение сферы деятельности способно вывести вас на качественно новый уровень. Вы можете повысить личную эффективность, используя метод мозгового штурма с последующим детальным планированием. И старайтесь по-новому взглянуть на своих более медлительных и внимательных к деталям коллег и подчиненных. Возможно, они просто оттачивают мастерство, чтобы в один прекрасный день объявить о рождении блестящей идеи.

  • Вы полагаетесь на импровизации в большей степени, чем на планирование?
  • Вы учитесь на чужих примерах и собственном опыте?
  • Для вас важно попробовать сделать нечто своими руками?
  • Вы цените спонтанность выше, чем самоконтроль?
  • Вы откладываете принятие решения, чтобы исследовать новые альтернативы?

Если вы ответили на большинство ответов утвердительно, вас, скорее всего, можно отнести к категории «экспериментальных инноваторов». Возможно, медленное движение, шаг за шагом, является для вас более естественным и коротким путем к выдающимся результатам. Не опускайте руки, глядя на успехи «концептуальных инноваторов», которые добиваются быстрых и блистательных результатов. Ваша сила заключается в оттачивании мастерства в избранной области, поэтому резкие изменения в плане карьеры едва ли приблизят вас к успеху. Будьте терпеливы по отношению к коллегам и руководителям, которые, на первый взгляд, кажутся поверхностными, импульсивными и эгоцентричными. Возможно, завтра они изменят мир.

Ну что, вы определили, к какому типу относитесь?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал :)