Современные дизайнеры все чаще обращаются к эпохе ар-деко. В своих коллекциях они не ркдуо вспоминают силуэты 1920-х. Не отстают и ювелирные бренды, например, Cartier вот-вот покажут специальный набор украшений в стиле ар-деко. Мы попросили историка моды и дизайна Екатерину Кулиничеву рассказать вкратце, что такое ар-деко и как этот стиль помогал человечеству забыть о войне и окунуться в атмосферу праздника.
Ар-деко — стиль многоликий, в котором смешалось много всего. Любовь к классическому искусству здесь уживалась с авангардными экспериментами, а сложные ремесленные техники — с увлечением передовыми промышленными технологиями. Самыми популярными были мотивы и образы Африки, Дальнего Востока и Мезоамерики. Например, считается, что очень популярный образ ар-деко — пантера — возник как раз под влиянием культуры Центральной и Южной Америки. А зигзаг пришел в ар-деко из традиционных африканских тканей. В 1922 году, после того как британские археологи открыли практически нетронутую грабителями гробницу фараона Тутанхамона, возникает новый виток египтомании. Поддавшись этому порыву, Cartier придумывают комнатные часы в виде пилона древнеегипетского храма. А лотосы, скарабеи и фигуры в характерной египетской позе (голова в профиль, плечи развернуты анфас, а талия и бедра в три четверти) повсеместно заполоняют орнаменты.
Великие Гэтсби
Выход каждого фильма, действие которого происходит в 20-е, дополнительно подстегивает интерес к эпохе ар-деко, особенно в индустрии моды. Что еще более важно, каждая такая экранизация по-своему адаптирует исторический стиль к духу своего времени. Можно сравнить три экранизации романа «Великий Гэтсби» 1949, 1974 и 2013 годов: роман и сюжет тот же, а визуальные решения очень разные, и ни одно не воспроизводит оригинал буквально.адр из фильма «Великий Гэтсби» (реж. Эллиотт Наджент)
Роскошь
Это одна из первых ассоциаций со стилем ар-деко, которая есть у современного человека. На самом деле вопиюще роскошным и очень дорогим ар-деко был преимущественно до начала Великой депрессии. Мировой экономический кризис резко уменьшил число богатых заказчиков, но художники и дизайнеры нашли выход и быстро перестроились. На смену роскошным экзотическим материалам пришли более доступные: хромированная сталь, алюминий, зеркала, стекло и пластмассы. Эти же материалы идеально подходили для более выгодного тиражного производства и были многофункциональны. Самая известная из пластмасс ар-деко — бакелит — использовалась и в радиоприемниках, и в украшениях. Но дизайнеры все так же активно воспроизводили декоративные эффекты из 20-х. Поэтому стиль сохранил свою репутацию «богатого»: даже вещи массового производства из 1930-х кажутся дорогими и роскошными.оллекция Mobilier National, Isabelle Bideau
Техника
Эпоха ар-деко была одержима техническим прогрессом и его результатами. Дорогая дизайнерская мебель этого времени — это часто гибриды: например, кресла со встроенными светильниками или выдвигающимися пепельницами. Объектами приложения творческих сил художников и дизайнеров становились поезда, самолеты, автомобили и океанские лайнеры.chlörwagen, Карл Шлер, 1939
Спорт
Что еще более важно, в этот период происходит первый настоящий бум одежды «в спортивном стиле». Vogue в середине 20-х даже констатировал, что такие вещи — это «две трети дневной моды, которую сейчас предлагает Париж». Важный момент: под этим термином в то время понимали не треники на городских улицах или функциональную спортивную форму, а элегантную, но менее формальную и менее жесткую по форме одежду. В ней было удобно двигаться и вести активный образ жизни, а переодевание не требовало помощи горничных. Это была революция, особенно для модного женского костюма.
Имена
Жанну Ланвен считают изобретателем или, по крайней мере, активным популяризатором одного из модных символов эпохи ар-деко — платья robe de style с юбкой на фижмах, гибрида модного силуэта 20-х с элементами аристократического костюма XVIII века. Модная империя, построенная Ланвен, включала не только женскую одежду в диапазоне от вечерних платьев до купальников, но и детскую и мужскую линии, косметику, парфюмерию и предметы для оформления дома.латье Lanvin, 1926
Кутюр этого периода у многих ассоциируется с высочайшим уровнем портновского искусства. И Мадлен Вьонне — одна из тех, кому эпоха обязана такой репутацией. Ее платья точно отражали дух эпохи: они были роскошны, сложно сделаны, но в то же время по-модернистски просты и не перегружены лишним декором.
Фирменный прием Вьонне, который сегодня вспоминают чаще всего, — крой по косой. Как и многие новаторы той эпохи, Вьонне хотела создавать одежду, чьи достоинства раскрывались в движении (хотя речь в ее случае и шла о вечерних платьях). Неслучайно дизайнеру приписывают фразу-метафору: «Когда женщина улыбается, ее платье должно улыбаться вместе с ней».
Еще больше про ар-деко читайте на нашем сайте.