Найти тему
Лектар

А что, если наш мир ненастоящий? (Шоу Трумана 1998 г.)

«Шоу Трумана» - это очень интересный фильм, в котором затронуты несколько очень важных проблем для всего человечества. Первая - это то, что люди меняют свою реальность, на виртуальную или телеэкраную, но я считаю что это одно и тоже. А вторая – ложь, в которой мы живем, которую нам навязывает государство, заставляя нас думать так, как им бы этого хотелось.

Действительно, а кому не хотелось бы уйти от всех проблем на сущих и погрузиться в мир, где все просто, красиво, а главное ничего не нужно решать, т. к. все решили уже давно за тебя. Ни кто не спорит это проще, но это ни что иное как побег от всех трудностей, именно по этому мы наблюдаем: деградацию общества, культуры, речи и этот список можно продолжать и продолжать. Фильм показывает нам историю о человеке, Трумане Бербанке, который нашел в себе силы, смелость и упорство в том, чтобы строить свою жизнь самому, так почему бы нам не последовать его примеру и не начать строить свою жизнь.

Однако, при всей своей кажущейся простоте, по своему смысловому посылу и возможному восприятию, фильм «Шоу Трумана» многослоен. На микроуровне все происходящее на экране можно воспринимать, как попытку авторов ни много ни мало дать оценку современной масс-культуре, основу которой составляет неограниченное потребление всего и вся, творящееся под вечным древне-римским лозунгом: «Хлеба и зрелищ!». При этом хлеба, будьте добры, побольше, и обязательно с икрой, а зрелищ, непременно, подороже и понеобычнее. Вот и бедняга Труман, очутившись в центре грандиозного вселенского шоу, невольно стал тем самым бутербродом с икрой и одновременно невиданным ранее зрелищем – идеальным продуктом потребления для современного общества. А фраза, сказанная им во время ежедневного дуракаваляния перед зеркалом в ванне, вполне может стать прекрасным слоганом в рекламе этого продукта: «Если я умру, не дойдя до вершины – съешьте меня. И идите дальше. Вы сможете».

На мезоуровне авторы фильма обозначают глобальную и не менее актуальную проблему свободы личности. Как ни парадоксально, но возведение в абсолют и тиражирование современным обществом ценностей «свободы человеческой личности», послужили толчком к появлению гораздо более изощренных форм её ограничителей. Отныне свободу личности ограничивают не столько стены тюрем и всевозможные запреты, сколько целенаправленный и непрерывный психико-психологический прессинг со стороны различных СМИ. Труман, как подопытный кролик, в ежедневном формате испытывает на себе все прелести подобного «промывания мозгов»: живет с нужной и правильной женой, ежедневно совершает правильные социально одобряемые поступки, косит лужайку правильной газонокосилкой, пьет правильное пиво, и боится моря… Потому что должен бояться. Потому что так задумано.

-2

Главную роль в этом фильме исполнил известный американский комедийный актер Джим Керри. Это одна из немногих работ, где Джим проявляется не как комик и с задачей своей он прекрасно справляется.

«Мне кажется, что весь мир вращается вокруг меня…» «Не слишком ли это смело, Труман? Надеюсь у тебя не мания величия?»

Все гениальное просто. Об этой уже давно затертой истине, к сожалению, забывают многие режиссеры и сценаристы, приступая к созданию фильмов, охватывающих какие-либо глобальные проблемы человеческого бытия. А вот Питер Уир об этой аксиоме, судя по всему, помнит всегда, во всяком случае, многие его фильмы непременно ей соответствуют. В случае с фильмом «Шоу Трумана» режиссер также не подкачал. Не переборщив в деталях и хронометраже, одновременно избежав естественного соблазна придать вес картине за счет усложнения действия и абстрактных режиссерских приемов, Уир создал деликатное, выверенное, простое и умное кино про «настоящего» человека в (не-) реальном мире.

-3