Перед тем как купить, я много читал про них в интернете, но так и не смог среди массы рекламного информационного шума понять, на что следует обращать внимание, а что воспринимать скептически. Поэтому, я не стану заострять внимание читателей на очевидной информации (мои соображения могут быть актуальны для коптеров бюджетного ценового диапазона).
Размер и вес. Управляемость.
Вес играет важную роль, дроны тяжелее 250 грамм нужно регистрировать, но не следует бояться этой процедуры. Это не главное достоинство. При этом, вес в какой-то мере определяет класс аппарата. Вес зависит от используемого аккумулятора. Литиевые-полимерные элементы для большинства «умных» батареек изготавливаются из стандартных китайских блоков напряжением в 3.7 вольта. Два блока – 7.4 V, три – 11.1 V.
Именно запас мощности такого сборного аккумулятора определяет полезную массу летательного аппарата. Соответственно, в первом случае мы имеем дело с коптерами до 250 гр. (нерегистрируемый минимум), далее идет средний вес в 500-600 гр., и «тяжелый» вес от 700 гр. Для увеличения мощности в средних и тяжелых коптерах сейчас используют более экономичные бесщеточные (бесколлекторные) двигатели. Они экономичны, так как для развития одинаковой мощности потребляют меньше энергии, но больше боятся влаги.
Легкий коптер очень чувствителен к ветру. При маневрах у него выше инерционность (его сильнее заносит на виражах). При посадке такой квадрик намного сложнее «взять рукой», он будет словно отталкиваться в воздухе от протянутой руки и пытаться улизнуть в сторону. Стоит вам перейти на более тяжелый коптер, и вы почувствуете, что словно пересели на более удобный в управлении автомобиль. Коптер среднего размера будет уже достаточно уверенно противостоять ветру до 8-10 м/сек, его несравненно меньше «колбасит», он в целом – стабильнее.
Как правило, на продолжительность полетного ресурса вес коптера не влияет. Более тяжелый и мощный аккумулятор, хотя и развивает большую мощность, но неизбежно приводит к утяжелению самого дрона и увеличению потребления энергии. Если производитель обещает полетное время в 30 минут, то скорее всего отсюда нужно вычесть «НЗ», что запланирован на автоматический возврат домой, при достижении батареей условного критического уровня (что рассчитывается весьма произвольно). Кроме того, не рекомендуется разряжать эти батарейки полностью (на «учебном» дроне я убил так одну батарейку, и она перестала потом заряжаться). Так что, если реальное летное время составит 15-20 минут (там, где обещали 30), это будет очень хорошо.
Управляемость у всех современных дронов отличная, и вряд ли более дорогой коптер будет иметь тут существенные преимущества перед более бюджетным. Естественно, в рамках своей весовой категории. Более важно научиться чувствовать дрон, и не думать о том, какой рычаг куда тянуть, если дрон по непонятным причинам будет нести на какое-нибудь дерево. Несмотря на простоту управления, с первого раза, освоив теоретические азы управлять свободно дроном не получится, как и автомобилем. Требуется время и практические навыки. Легкий дрон сравнительно терпим ко всяким аварийным столкновениям, для тяжелого дрона аналогичные события могут оказаться критичными. Например, чтобы уверено вести дрон на даче между строениями и деревьями (на небольшой высоте), недостаточно овладеть основами полета в чистом небе. Потоки воздуха от винтов могут притянуть дрон к стене дома, или создать иные непредсказуемые ситуации…
Вывод. Не стоит сразу покупать дорогой дрон. Купите что-нибудь из самой дешевой ценовой категории, чтобы научиться, и при этом не особо жалеть о возможных поломках. Возьмите легкий дрон. Я так и сделал, и совершил достаточно много аварийных посадок и прочих ошибок, которые привели бы в негодность более тяжелый и продвинутый дрон. Кстати, я до сих пор пользуюсь этим игрушечным дроном со 100-150 метровой дистанцией управления (Его безусловные преимущества: быстрый взлет, вне зависимости от принимаемых спутников и всякой геомагнитной обстановки, калибруется за считанные секунды, так, что подняться на 50-80 метров и сделать несколько кадров окрестностей можно вполне. Правда ветру он противостоит плохо, хотя и старается изо всех сил). Кроме того, полетав на подобном «учебном» дроне с месяц, а в таком дроне будут практически все те же опции, что и в дорогом, только понарошку, вы поймете, что именно вам нужно: взять то, что вчера считали вполне достаточным для ваших потребностей, или выждать, поднакопить и купить что-то серьезнее? Зимой у нас на коптере особо не разлетаешься, а дроны совершенствуются стремительно. Обновления выходят к летному сезону – в феврале-апреле. И цены в это время ниже, хотя сейчас дроны стремительно дешевеют, также, как в начале 2000-х дешевели мобильные телефоны. Более того, уже сейчас у монополиста, что держал рынок на протяжении последнего десятилетия появились серьезные китайские конкуренты. Они из тех же комплектующих стали лепить неплохие аналоги. Дроны сделаны реально качественно и добротно, правда страдают отвратительным программным обеспечением. Возможно, при таком демпинге цен, китайцам не с чего платить своим программистам. Но, думаю, за эту зиму они и тут найдут приемлемый выход. Так, что есть над чем подумать, и из чего выбирать. Еще несколько лет назад на рынки дронов были одни Мерсы, да Бентли. Сегодня их начинают настойчиво теснить столь же достойные по своим потребительским свойствам, но гораздо более доступные модели… а что бренд?
Сегодня среди производителей дронов выиграет тот, кто наиболее чутко ощутит потребность массового потребителя и сможет перестроится под неё. Получится ли у пресловутого DJI сохранить свое лидерство – неизвестно. Возможно, их ожидает та же участь забытья, как и такие некогда несокрушимые бренды, как Моторолла, Эриксон, Нокиа и Сименс на рынке мобильных телефонов. А вспомните времена, когда люди массово покупали «готовые» компьютеры, и фирмы, предлагающие такие услуги ценились на вес золота. С развитием массовой компьютеризации населения, спрос на подобные услуги сильно упал. Сейчас точно такой же переломный момент наступает и на рынке квадрокоптеров. Потребителю сегодня все больше требуется «модульный» дрон, который можно собирать, отчасти самостоятельно из готовых блоков, чтобы дрон можно было легко модернизировать, менять камеры и другие функциональные блоки, обновлять прошивки, ориентируясь на стандартное сопряжение и преемственность всех этих элементов. Кстати, точно такая же ситуация сегодня царит и на рынке электроинструмента. Поэтому, трижды подумайте, перед тем как явно переплачивать вдвое, а то и втрое?
Несмотря на ветер, дрон зависает на месте, где вы его остановили, и с него можно вести съемку, как со штатива. Для этого служит вторая камера оптического позиционирования. В купе с электроникой эта камера творит чудеса, однако… над водой, на снегу, над полем, словом над любой местностью, где поверхность однородна, дрон может «потеряться». Более дешевый дрон просто начнет дрейфовать по ветру, а более навороченный – будет вести себя согласно сделанных настроек.
Коптер и смартфон.
Пульт копера позволяет управлять им как рулевым управлением, газом и тормозом автомобиля. Также с пульта доступен запуск видео съемки и фотографирования (управление наклоном камеры), и имеются несколько страховочных опций (посадка, взлет, возврат). В целом на пультах эти опции различаются не сильно. Все… Остальные навороты становятся доступны при использовании смартфона. И вот тут начинается рекламная чехарда, что особенно актуально для бюджетных моделей. Возможность наблюдать видео на экране смартфона с камеры – fpv (first person view) «вид от первого лица» - самая важная опция, чтобы все остальные функции работали в принципе, и при этом не угробили дрон. Формально продавец будет прав, утверждая, что дрон может то, пятое, десятое, но на деле почти все упирается в fpv.
Часто покупателя вводят в заблуждение тем, что у предлагаемого ему аппарата используется более продвинутый видеолинк 5G, поэтому видеосвязь обещается до 1200 м! В данном случае «G» означает частоту канала связи в герцах, а не то, что думает большинство. Используется двухканальная связь по WiFi, где сигналы управления дроном осуществляются на частоте 2.4 герца, а видеосвязь на другом канале 5 герц. Такое «разделение» сигнала позволяет сэкономить несколько десятков метров, но не более того. Вместо заявленных 1200 м видеосигнал будет рваться от 50-80 метров и до… мощности вашего смартфона. Лишь некоторые топовые модели телефонов способны приблизится к обещанному (это общая для всех проблема широко дискутируется на специальных форумах, рассматриваются различные «примочки» вроде всевозможных репитеров WiFi (усилителей), способных увеличить дальность связи, хотя в большинстве случаев все эти изыскания – словно «мертвому припарки». Кроме того, практически все такие «усилители» работают от AC, и, чтобы запитать их от «бочки» - DC, их нужно перепаивать). Исходя из этого ВАЖНО, чтобы ваш дрон, во первых, имел возможность вести запись фото и видео на карту памяти, и во вторых – нужен о-очень хороший смартфон, а лучше айфон. «Ваш покорный слуга» в 70% случаев также ведет съемку с дрона вслепую, увы… улетает он далеко, а вот, что он видит, я часто представляю приблизительно. Поэтому всегда держу дрон в пределах прямой видимости, даже если он превращается в едва заметную точку.
Более продвинутая схема видеолинка дрона с оператором реализуется, когда сигнал идет на частоте 5.8 герц и этот сигнал аналоговый. Картинка чуть ли не 640х480, но благодаря таким размерам она передается на гораздо большее расстояние и с минимумом задержек. В этом случае используется более мощный пульт управления дроном (тоже с аккумуляторами, не обычными батарейками), который по сути и является достаточным ретранслятором (вместо доморощенногорепитера) для просмотра видео с дрона в реальном времени, как на экране смартфона, так и в виртуальных очках. Естественно, при этом, качественная картинка пишется на карту памяти.
Следует отметить, что при пресловутых «5» герцах, при полном отключении видео на экране телефона, часть остальной полезной информации сохраняется. На мой взгляд самая важная информация – заряд батарейки (напряжение, в вольтах). Я наблюдаю за этим параметром очень внимательно. Пример. При взлете у меня заряд 7.9 вольт. При движении на большой скорости, против ветра, включении видеосъемки заряд может упасть, затем, после отключения этих потребителей мощности, снова увеличится. Критическим сигналом о том, что пора с полетом заканчивать служит значение заряда 7.2V, т.к. я знаю, что при сигнале 7.18 – включится АВТО ВОЗВРАТ дрона. Если условия такого возврата не регулируются предварительно, то лучше до него не доводить. Даже если дрон умеет видеть крупные препятствия, то всякие провода, листву он может и не заметить, а «возврат» обычно осуществляется со всей дури на максимальной скорости… может случиться здравствуй дерево – прощай дрон. Хотя в большинстве случаев не настраиваемый авто возврат осуществляется на максимальной скорости на той высоте, на которой находился дрон до точки взлета, затем следует строго вертикальная посадка (может на метр ошибиться). Если высота полета была ниже 20 метров, то дрон поднимется на 20 метров и вернется на этой высоте. Максимальная скорость нужна, чтобы у дрона было больше шансов благополучно вернуться против сильного ветра, если таковое имеет место. Чем дальше вы улетите от точки взлета, тем скорее наступит это самое время «Ч».
Хорошо, если авто возврат можно отключать или он регулируется как-то ещё. Во многих случаях без него можно и обойтись. Эта функция резервирует у вас значительное полетное время. Предположим, вы едите на велосипеде 2-3 км, а дрон следует за вами, зачем тогда нужен авто возврат обратно к точке взлета? Или если вы летаете в пределах незначительного удаления от точки взлета (нацелены больше вверх, чем вширь). Вместо обещанных 20-25 минут полета, вы будете довольствоваться 12-20 (в зависимости от ветра и нагрузок), хотя вы можете сами контролировать посадку. В критических ситуациях, авто возврат скорее все же выручает…
Среди остальных «компьютерных наворотов» от смартфона - совершенно бесполезное, это управление съемкой посредством жестов. Такое «селфи» всегда просто сделать с пульта. Я ни разу не пользовался кнопкой автоматического взлета и автоматической посадки…
Полет по карте – да, полезная опция. А если можно загружать спутниковую карту, то это будет большое преимущество. К примеру, летать над полем, что демонстрируется на карте, как белый фон – мало информативно. Полет по карте (траектории) очень удобен для видео съемки, которая планируется заранее. Съемка будет вестись ровнее, когда дрон летит по заданному маршруту.
Слежение за смартфоном – да! Это дает большие возможности, но нужно научится пользоваться этой функцией, для чего специально выделить полетное время. Если дрон будет тупо следовать за смартфоном, но при этом не удерживать его в кадре, то подготовить такую съемку будет очень сложно… чтобы результат был удачным.
Слежение за объектом – скорее нет, чем да. Слишком легко потерять объект из виду, продавцы, чтобы себя обезопасить, сами ограничивают расстояние между дроном и объектом для этой опции. Оно как бы работает, но в условиях, когда съемку проще вести обычной камерой…
Облет по кругу – очень нужная функция. Это может пригодиться не только для круговой съемки с облетом объекта, но и для съемки плавной круговой панорамы. Вы регулируете скорость этого панорамирования радиусом облета! Если пытаться снять панораму просто вращая дрон на месте, то движение камеры будет прерывистым. Чем больше радиус, тем более плавное получится панорамирование.
Видео и фотосъемка.
Мне за 60, я художник, и мечтал о дроне именно из-за возможности увидеть окружающий мир и рисовать его в новых ракурсах (правда, потом я понял, что дрон дает еще и ни с чем не сравнимое ощущение реального полета…).
Вероятно, съемка с дронов станет основным способом видео съемки в будущем, и эту тенденцию уже не остановить. Обычные люди покупают коптеры либо для фото-видео съемки, либо для «гонок» (это совершенно отдельная тема, и такие дроны чаще изготавливают самостоятельно).
Скажу сразу, даже дорогой дрон не волшебная панацея, способная без участия оператора творить чудеса. К дрону нужно привыкать и управлять такой виртуальной камерой нужно долго учиться, внимательно вникая в особенности и возможности того, что попало к вам в руки.
Сильно выручает подвес (простой или многоосевой). Он позволяет ровно держать горизонт и сглаживать значительную часть рывков. Дополнительная программная стабилизация видео, скорее всего, также потребуется. Когда я вижу съемку с дронов на ТВ, то уже интуитивно чувствую, что эти небольшие клипы готовились достаточно тщательно. На различных форумах в качестве программной стабилизации многие рекомендуют программу Google Photo, где присутствует опция стабилизации видео. Более профессионально стабилизировать видео можно в программе After Effects, (Warp VFX. Плагин анализирует видео и стабилизирует его. Либо как со «штатива», либо устраняет дрожание панирующей камеры. Для стандартного дрожания дрона идеальны значения параметра сглаживания от 20 до 30%.).
Общие рекомендации при видеосъемке будут следующие:
1. Планируйте и продумывайте съемку заранее, чтобы мысленно проиграть траекторию будущего полета, откуда и когда собираетесь взлетать, как будет формироваться освещение и прочие объективные факторы. Даже если придется делать несколько дублей, а у вас все заранее было продумано, то заряда батареек вам хватит вполне и даже останется. Учитывайте направление ветра. Разумнее заводить дрон против ветра и в этой зоне разворачивать действие, чтобы в случае чего, дрон несло на вас, а не от вас.
2. Подъем вверх всегда будет получаться ровнее, чем снижение, полет против ветра даст меньше вибраций, чем полет по ветру. На большей скорости дрон ведет себя устойчивее. При этом, мало ветреная погода желательна. Не лишним будет прикупить анемометр.
3. В кадре всегда интересна смена обстановки. Многие, став владельцем дрона, стремятся вести съемку с максимально возможной высоты, отчего такие клипы получаются статичными и малоинтересными, хотя и необычными. Включайте в кадры движущиеся объекты (машины, корабли итд), либо перемещайте дрон с камерой быстрее. В кино часто используют прием, когда дрон снимает с ракурса обычного наблюдателя на земле, а затем неожиданно взмывает вверх или делает шаг… в пропасть. В клипе интересно совмещать различные позиции наблюдателя.
4. Если камера у дрона размещена близко к «тушке» и плоскости пропеллеров, то более четкое видео с такой камеры будет при наклоне её либо строго вниз, либо 45 гр. к горизонту. При подъеме угла обоза выше к линии горизонта, потоки воздуха от винтов (особенно в жару) будут привносить в видео ощущение некого «желе». Опустите камеру ниже – и «желе» исчезнет.
5. Пожалуй самый важный аспект – научится снимать с дрона в проводку. Представьте, что это обычная камера, только вы держите её не в руках, а управляете посредством перемещения в пространстве самого дрона. Это дается только практикой. Управлять дроном и грамотно вести с него видео съемку - разные вещи! Нужно избегать резких поворотов и рывков, стараться использовать оба рычажка управления одновременно, например, разворачивать дрон не на месте а в движении, получая больший радиус разворота и более сглаженное видео. Помните, рычажок у дрона работает для поворота не только вперед (на 12 часов), назад (на 6 часов), вправо (3), влево (9), но и плавно, между этими значениями. Чтобы снимать не обязательно вести дрон только вперед или назад, можно и боком и под разными углами, и все эти ракурсы плавно менять!
Понятно, чем лучше камера – тем больше шансов на стабильно качественное видео и фото. Но совместить то и другое в одном флаконе сложно. И нужно понимать следующее. Например, для качественной съемки HD видео (под качеством я понимаю одинаково хорошую картинку, как в солнечный день, так и в сумерки или даже ночью. Картинка должна быть без шумов). Для этого нужна профессиональная матрица всего на 2 мегапикселя (условно, вариант А), но максимально крупная по своему физическому размеру. Для дрона важно, чтобы матрица была компактной. Если пытаться в имеющийся «физический размер» впихнуть 12 мегапикселей (скажем для фото или 4К - вариант В), то можно будет получать высоко детализированные фотографии в дневное время и даже видео 4К, но в сумерки картинка с такой матрицы будет в разы хуже, чем при варианте А. Убить сразу двух зайцев не получится. Идеальный вариант – съемный видео блок (что дорого). Поэтому, приходится выбирать из того, что есть, но особенности вариантов «А» и «В» иметь в виду… Многие производители решают это за вас следующим образом. Они ставят матрицу в 12 и более МП, и включают аппаратную обработку сигнала при низком освещении и появлении шумов. В результате – компромисс. Картинка получается, словно пропущена через фильтр Smart Blur в Фотошопе (четкие контуры между большими деталями, большие однотонные поля, объединяющие эти детали и явно не 12 мп. (Этот же алгоритм используется практически у всех современных смартфонов).
Полезные советы по полетам.
Батарейки лучше хранить наполовину и чуть более заряженными (2-3 индикатора из 4) и полностью заряжать непосредственно перед полетом. Покупая Дрон через интернет (в Китае) имеет смысл брать с одной батарейкой, а 2-ю и 3-ю заказывать отдельно. Судя по жалобам на форумах, в комплекте 2-ю батарейку часто присылают бракованной.
Если есть варианты выбора аккумуляторов различной емкости, то большая емкость дает непропорционально более высокий прирост чистого полетного времени, т.к. в обоих случаях их общего полетного времени вычитается одинаковая const – на возврат домой.
С батарейками лучше не пытаться «химичить», чтобы отлетать их до полного разряда. Часто вылетает «умная плата» и такие батарейки выходят из строя.
Избегать минусовых температур для полетов. При низких температурах литиевые аккумуляторы будут быстрее терять заряд. В зависимости от подключаемых нагрузок (скорость, видео), батарейки будут выдавать гораздо больший разброс напряжения и могут подвести вас гораздо раньше, чем в теплую погоду. Они становятся менее предсказуемыми, хотя если изначально аккумулятор был «из тепла», то в полете он до известной степени будет сам себя подогревать. Температуры, близкие к «точке росы», пожалуй, ещё опаснее холода, так как конденсат способен испортить бес коллекторные двигатели.
Для взлета и калибровки дрона полезно таскать с собой «взлетную площадку». Жена нашла недорого на алишке специальную, но удобнее кусок пеноплекса. Для калибровки дрона (особенно камеры) важно в поле (любой обстановке) создать ровную горизонтальную площадку. Взлетев метров на 20, сразу сделайте несколько снимков, чтобы подтвердить связь дрона со смартфоном. Некоторые дроны не будут вести запись на флешку, если в начале полета не «засветить» смартфон. Потом, даже если видео связь пропадет, дрон продолжит фотографировать или снимать видео посредством управления с пульта на карту памяти.
В 99% случаев я сажаю дрон только в руку. Опускаю его на 1.5-1.8 метра, он зависает. Я крепко беру его снизу правой рукой, чтобы не задеть винты и левой рукой, через пульт выключаю дрон. Так можно «посадить» дрон в любом, даже самом неудобном месте. Если будете сажать в поле даже в мягкую траву, то быстро приведете в негодность винты. С моим способом посадки у меня отлично служат родные винты, хотя дрон уже совершил около 200 полетов (Кстати про винты. Задевая траву, они её рубят, словно триммер для травы, и быстро становятся обшарпанными, как покуцанный разбалансированный нож у газонокосилки. Появляются вибрации и винты лучше сменить на новые.).
Автопосадкой не пользовался ни разу. Дрон жалко. Безусловно, выполнять такую посадку нужно максимально внимательно и осторожно и беречь пальцы.
Если поднимать дрон строго над собой на большую высоту, то есть вероятность потерять видеолинк гораздо раньше, чем если отвести его на гораздо большее расстояние в сторону. Возможно, это из-за какой-то особой ориентации встроенных антенн.
Когда видеолинк в принципе пропадает, не следует испытывать судьбу, и лучше стремиться «гонять» дрон в пределах прямой видимости. Это достаточно, практически для любой фото и видео съемки. Если требуется снять более длительный пролет, то займите положение в середине траектории этого полета, отведите дрон в сторону, и летите через себя в другую сторону (результат получится вдвое длиннее того, что является максимальным с точки зрения здравого смысла).
Существует понятие «горячего» старта. Вы отлетали одну батарейку, выключили дрон и поставили свежую. Дрон сразу (до калибровки) входит в режим GPS. Камеру, компас калибровать нужно (крутить дрон), а дальше можно сразу подключаться к смартфону и взлетать.
Если пытаться повторно активировать режим GPS, то можно получить сбой в системе в виде неблагоприятной геомагнитной обстановки. Обычно с такой проблемой приходится ещё сталкиваться, если рядом с местом взлета проложен какой-нибудь кабель или еще нечто подобное. Стоит отойти на 10-15 метров и все изменится. Несколько раз дрон выдавал «красное» предупреждение, что не хочет взлетать и не будет реагировать из-за приближающейся грозы. В режиме такой обстановки дрон не реагирует на команды взлететь. Существует полезная программка для дронов, где анализируется благоприятная обстановка для планируемых полетов. Там есть такое понятие, как КР-индекс. Похоже, этот индекс в основном касается видимых спутников, и с неблагоприятной геомагнитной обстановкой, из-за которой дрон упорно не хочет летать не имеет ничего общего. Как правило, в течение часа-двух ситуация меняется и дрон взлетает, там, где до этого не желал.
Если дрон упадет с большой высоты, он вряд ли будет подлежать восстановлению, но кое-какие запчасти все-таки останутся. Бывают ситуации, когда требуется срочно посадить дрон. Имея в виду эти два фактора, планируя полет, всегда полезно представлять, куда посадить коптер в такой критической ситуации. Нежелательно в воду, или на верхушку какого-нибудь высокого дерева (известен случай, когда владелец обращался к промышленным альпинистам, чтобы снять свой дрон с верхушки высокой сосны, что вылилось в копеечку).
Дрон любит и всякая живность. Как-то летали в Сычевских карьерах и потом увидели, как на середину соседней полянки вышла лиса и долго и внимательно наблюдала за большим жужжащим "шмелем" в небе. Ласточки и стрижи могут буквально сотнями вертеться вокруг дрона, если вы замешкаетесь на высоте 20 -50 метров. Они появляются внезапно, словно из ниоткуда. Летая выше 70 метров над полями с перелесками вокруг дрона может собраться 4-7 орлов (или больших ястребов - я не специалист, что у нас развелось в Подмосковье чуть ли не больше ворон). Крупные пернатые изучают дрон осторожно и редко подлетают к дрону ближе 100 -150 метров, тогда как наглые стрижи пытаются атаковать дрон, летят на него пулей, но ближе 10 метров сворачивают в сторону почти под прямым углом. Но реальных угроз пока не было. Орлы словно чувствуют за 500 метров и даже дальше того, кто управляет дроном снизу и опасаются оператора больше, чем самого дрона. Подведешь дрон ещё ближе к себе и "опасность" удаляется ещё дальше.
В заключении просто красивые ракурсы с дрона: