Татьяна пришла как бы случайно. Записался на занятие ее муж. А потом перезванивает и говорит: «А вот у меня ещё жена есть. У неё была травма. С тех пор проблемы со здоровьем. Можно ей тоже?».
Татьяна тихо вошла ко мне в кабинет и обреченно начала рассказывать свою историю. 25 лет назад попала в аварию. Хлыстовая травма. Кривошея. Головокружения. Болит вся правая сторона. Началось с шеи, а потом пошло в плечо, в поясницу, в колено. Что только не делала. Все перепробовала.
Предлагаю ей лечь на кушетку.
Ложится как оловянный солдатик - по стойке смирно. Пробую поднять ногу. Не получается. «Позвольте мне поднять вашу ногу?». «Я не могу расслабиться. Я чувствую, что контролирую каждое движение. Но ничего не могу с этим поделать…».
Я рассказываю ей про сенсомоторную амнезию. Про то, что в результате стресса нарушается связь между мозгом и мышцами. И это нарушение проявляется в хроническом сокращении мышц, в невозможности расслабиться, в скованности и, в последствии, в боли.
Стоит мне коснуться Татьяны - ее тело сжимается ещё больше, в ожидании опасности.
Я начинаю работать с ног. К шее и приближаться нечего. Когда мягко надавливаю на левую стопу - начинает тянуть шею справа. За что ни возьмись - все отдается в шее.
Постепенно мы находим движения, которые она допускает и которые приносят облегчение.
Даю ей домашнее задание - одно движение, где нужно отталкиваться стопой и перекатывать в сторону таз.
Она встаёт удивленная. Говорит, что расслабилась и шея не болит как обычно.
Встречаемся через неделю. Спрашиваю как дела. Татьяна рассказывает, что в день нашего сеанса она чувствовала себя плохо. А на следующий день все кардинально изменилось. Шея не беспокоила и она ощущала легкость во всем теле. «Только об этом всю неделю и говорила» - говорит, улыбаясь. Такое впечатление сильное на неё произвели эти внезапные изменения.
Спрашиваю ее про домашнее задание. «Каждый день делала. Даже мышцы живота стала чувствовать». Тут я уже заподозрила что-то не ладное. Попросила ее показать как она делает движение. Оказывается, она вся напрягается, перестаёт дышать и пытается перекатить таз, преодолевая собственное напряжение в мышцах живота. Я учу ее перекатывать таз на вдохе, расслабляя живот и дело идёт веселее, хотя ограничений по-прежнему очень много.
Мы начинаем урок. Вначале все такая же скованность, но с каждым движением ее тело все больше расслабляется. Мы работаем с тазом. Поясница опускается к кушетке прямо на глазах. На этот раз шея не беспокоит. И я решаю рискнуть и попробовать поработать с лопаткой.
Лопатка приклеена к рёбрам накрепко. Нет движения ни в одном направлении. Прислушиваюсь куда отправится лопатка хотя бы на миллиметр. Да, она чуть поддаётся по направлению к голове. Движение, которое мы делаем когда боимся - втягиваем голову в плечи. И я останавливаюсь там, куда позволила мне пойти лопатка. И жду, жду... Вдруг наступает глубокий вдох. «Какое дыхание глубокое, - удивляется Татьяна. - как будто откуда-то из глубины». И после этого лопатка начинает двигаться - как по мановению волшебной палочки - во всех направлениях. Мы вместе удивляемся и радуемся.
В конце возвращаемся к домашнему заданию. Татьяна снова пробует перекатывать таз. «Движение совсем другое!» - поражается она. Оно стало плавное, текучее, увеличилась амплитуда, теперь в нем участвует весь позвоночник до самой головы.
Татьяна встаёт и сияет. Другой цвет лица, улыбка, глаза горят, открытая поза. Другой человек. Удивительно и прекрасно.