Найти тему
Inquisitor Today 🔥

Мифы об инквизиции

Оглавление
Нас часто спрашивают, почему мы назвали детективное агентство "Inquisitor" и мы отвечаем, что "inquisitio" переводится с латыни — расследование. А инквизитор — тот, кто его проводит.

Франсиско Гойя - "Шабаш Ведьм"
Франсиско Гойя - "Шабаш Ведьм"

Тем не менее, злые языки пытаются поймать нас на использовании устоявшегося образа инквизиции, мифов в котором предостаточно.
В этом посте мы разберем главные из них 🔥

1. Монолитная организация

Инквизиция была создана в ХIII для борьбы с альбигойской и вальденской ересью. В ХIV-XV веке полномочия инквизиции были расширены для расследования преступлений против нравственности (детоубийство, ритуальный разврат, содомия), позднее инквизиторы стали расследовать ведовство, но не все случаи, а только те, где в обрядах использовались сакральные символы христианства (святая вода, миро, ладан ит .д.)

“Новая”, или Испанская инквизиция создана в 1478 на испано-португальском союзе Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской.

Новый орган находился под государственным надзором (Супрема), а не папским (Папа Климент VII осуждал методы новой инквизиции)

2. Инквизиция = мракобесие

Нет, скорее наоборот, инквизиция была торжеством разума.
Обвинения в ереси и колдовстве исходили, в основном, от простолюдинов. Но это не “обвинения” в привычном нам, юридическом смысле. Инквизиция спасала людей от судов Линча, не давая толпе расправляться с несчастными на месте.

Появились цивилизационные формы расследования, судопроизводства и тщательного разбора каждого дела.

Большинство приговоров Святого Отдела Расследований были оправдательными: 99-91% (в зависимости от страны)

3. Инквизиторы пытали

В светских судах пытки были стандартным инструментом дознания, инквизиция же смягчила этот процесс. Например, нельзя было пытать женщин, детей и тех, кому за 70.

Подавляющее большинство пыток - это одиночная камера и ограничение в питании. В некоторых случаях, если человек подозревался в криминальном преступлении, к нему применялись орудия пыток (не более 15 минут и под присмотром врача, не должна проливаться кровь)

Сами инквизиторы не имели права никого пытать, для этого были местные «муниципальные» или сеньорские тюремщики.


И да, судя по документам, пытки применялись в 2% случаев.

4. Миллионы жертв

Между 1550 и 1800 годами перед судом инквизиций предстало около 150 тыс. человек, но лишь 3000 из них были приговорены к смерти: большая часть судов крупных европейских стран имеет гораздо более высокие показатели между XVI и XVII годами.

Ранее представлялось, что инквизиторы, тщательно соблюдавшие анонимность своих информаторов, в меньшей степени заботились о правах обвиняемых, чем светские суды. Но последние исследования показывают, что инквизиторы были более проницательными психологами, нежели светские судьи, и оказывались вполне способными прийти к корректному — а зачастую и снисходительному приговору.


Ульям Монтер
— "Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени"

5. Аутодафе это сожжение

Аутодафе (Порт. auto da fe акт веры) публичное оглашение приговора. Частные аутодафе проводились несколько раз в год, а общие, на которых число осужденных измерялось сотнями, были приурочены к событиям исключительной государственной важности, таким как коронация монарха.

По своей сути, аутодафе было актом консолидации общества, его примирением с церковью.

Посмотрите картину Франсиско Риси, где показано аутодафе на площади Майор в Мадриде.

Аутодафе в Мадриде
Аутодафе в Мадриде

Больше похоже на праздник, не так ли?

Основные наказания на аутодафе были штрафами, конфискацией имущества, или каноническими паломничество в Святую Землю, ношение вышитых крестов на одежде и т.д.

Именно к смерти были приговорены 775 человек из 49092 (1505-1700г, Исп.)

5. Преследование учёных

Говоря о взаимоотношениях инквизиции и науки, прежде всего стоит вспомнить, что до XVII в., а чаще всего и до XVIII века, учёные, в значительной части, были клириками. Преподаватели университетов имели священный сан и активно участвовали не только в теологических, но и в научных спорах.

По поводу Джордано Бруно:
Джордано Бруно можно назвать учёным с большой натяжкой, ведь он верил в астрологию, занимался оккультизмом и создал секту "Новая философия".

Казнили его не за убеждение в истинности гелиоцентрической системы, а за пропаганду ереси среди своих студентов и отрицание догматов христианства.


При том, что он был монахом.
Инквизиторы пытались переубедить Бруно (и тем самым сохранить ему жизнь) на протяжении 7 лет, ведя с ним теологические споры, но признали случай безнадёжным.

6. Молот Ведьм

До XVI века католическая церковь прохладно относилась к преследованию ведьм, считая это дикостью и суевериями.
Само существование ведьм считалось спорным. Тем не менее, в рядах инквизиции были свои “оригиналы”, такие как Генрих Крамер, который боролся с ведьмами в Бриксенском епископстве, в том числе провёл судебный процесс в Иннсбруке.

Однако, против него выступили представители всех социальных слоёв города. Когда дело приняло угрожающий оборот, местный епископ, чтобы остановить волну недовольства, освободил обвиняемых женщин и отменил приговоры инквизиции.

Крамеру было предложено уехать. В ответ, чтобы оправдать свои действия, в декабре 1486 года он написал знаменитую книгу «Молот ведьм», которая, впоследствии, была осуждена инквизицией.

7. La Leyenda Negra

Большинство того, что мы сейчас “знаем” об инквизиции плод Чёрной легенды (Исп. La Leyenda Negra) — протестантской пропаганды времён Контрреформации.

Британия, Франция и Нидерланды преуспели в очернении религиозных оппонентов, приписывая им те грехи, которых просто не было, как показывают поздние исследования архивов.


Антикатолическая пропаганда отразилась и на образе инквизиции в культуре (Ф. Шиллер — «Дон Карлос», одноименная опера Джузеппе Верди, Эдгар По — «Колодец и маятник», Ф. Достоевский — «Братья Карамазовы», в образе Великого Инквизитора, Умберто Эко — «Имя Розы»)