Нас часто спрашивают, почему мы назвали детективное агентство "Inquisitor" и мы отвечаем, что "inquisitio" переводится с латыни — расследование. А инквизитор — тот, кто его проводит.
Тем не менее, злые языки пытаются поймать нас на использовании устоявшегося образа инквизиции, мифов в котором предостаточно.
В этом посте мы разберем главные из них 🔥
1. Монолитная организация
Инквизиция была создана в ХIII для борьбы с альбигойской и вальденской ересью. В ХIV-XV веке полномочия инквизиции были расширены для расследования преступлений против нравственности (детоубийство, ритуальный разврат, содомия), позднее инквизиторы стали расследовать ведовство, но не все случаи, а только те, где в обрядах использовались сакральные символы христианства (святая вода, миро, ладан ит .д.)
“Новая”, или Испанская инквизиция создана в 1478 на испано-португальском союзе Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской.
Новый орган находился под государственным надзором (Супрема), а не папским (Папа Климент VII осуждал методы новой инквизиции)
2. Инквизиция = мракобесие
Нет, скорее наоборот, инквизиция была торжеством разума.
Обвинения в ереси и колдовстве исходили, в основном, от простолюдинов. Но это не “обвинения” в привычном нам, юридическом смысле. Инквизиция спасала людей от судов Линча, не давая толпе расправляться с несчастными на месте.
Появились цивилизационные формы расследования, судопроизводства и тщательного разбора каждого дела.
Большинство приговоров Святого Отдела Расследований были оправдательными: 99-91% (в зависимости от страны)
3. Инквизиторы пытали
В светских судах пытки были стандартным инструментом дознания, инквизиция же смягчила этот процесс. Например, нельзя было пытать женщин, детей и тех, кому за 70.
Подавляющее большинство пыток - это одиночная камера и ограничение в питании. В некоторых случаях, если человек подозревался в криминальном преступлении, к нему применялись орудия пыток (не более 15 минут и под присмотром врача, не должна проливаться кровь)
Сами инквизиторы не имели права никого пытать, для этого были местные «муниципальные» или сеньорские тюремщики.
И да, судя по документам, пытки применялись в 2% случаев.
4. Миллионы жертв
Между 1550 и 1800 годами перед судом инквизиций предстало около 150 тыс. человек, но лишь 3000 из них были приговорены к смерти: большая часть судов крупных европейских стран имеет гораздо более высокие показатели между XVI и XVII годами.
Ранее представлялось, что инквизиторы, тщательно соблюдавшие анонимность своих информаторов, в меньшей степени заботились о правах обвиняемых, чем светские суды. Но последние исследования показывают, что инквизиторы были более проницательными психологами, нежели светские судьи, и оказывались вполне способными прийти к корректному — а зачастую и снисходительному приговору.
Ульям Монтер — "Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени"
5. Аутодафе это сожжение
Аутодафе — (Порт. auto da fe — акт веры) публичное оглашение приговора. Частные аутодафе проводились несколько раз в год, а общие, на которых число осужденных измерялось сотнями, были приурочены к событиям исключительной государственной важности, таким как коронация монарха.
По своей сути, аутодафе было актом консолидации общества, его примирением с церковью.
Посмотрите картину Франсиско Риси, где показано аутодафе на площади Майор в Мадриде.
Больше похоже на праздник, не так ли?
Основные наказания на аутодафе были штрафами, конфискацией имущества, или каноническими — паломничество в Святую Землю, ношение вышитых крестов на одежде и т.д.
Именно к смерти были приговорены 775 человек из 49092 (1505-1700г, Исп.)
5. Преследование учёных
Говоря о взаимоотношениях инквизиции и науки, прежде всего стоит вспомнить, что до XVII в., а чаще всего и до XVIII века, учёные, в значительной части, были клириками. Преподаватели университетов имели священный сан и активно участвовали не только в теологических, но и в научных спорах.
По поводу Джордано Бруно:
Джордано Бруно можно назвать учёным с большой натяжкой, ведь он верил в астрологию, занимался оккультизмом и создал секту "Новая философия".
Казнили его не за убеждение в истинности гелиоцентрической системы, а за пропаганду ереси среди своих студентов и отрицание догматов христианства.
При том, что он был монахом.
Инквизиторы пытались переубедить Бруно (и тем самым сохранить ему жизнь) на протяжении 7 лет, ведя с ним теологические споры, но признали случай безнадёжным.
6. Молот Ведьм
До XVI века католическая церковь прохладно относилась к преследованию ведьм, считая это дикостью и суевериями.
Само существование ведьм считалось спорным. Тем не менее, в рядах инквизиции были свои “оригиналы”, такие как Генрих Крамер, который боролся с ведьмами в Бриксенском епископстве, в том числе провёл судебный процесс в Иннсбруке.
Однако, против него выступили представители всех социальных слоёв города. Когда дело приняло угрожающий оборот, местный епископ, чтобы остановить волну недовольства, освободил обвиняемых женщин и отменил приговоры инквизиции.
Крамеру было предложено уехать. В ответ, чтобы оправдать свои действия, в декабре 1486 года он написал знаменитую книгу «Молот ведьм», которая, впоследствии, была осуждена инквизицией.
7. La Leyenda Negra
Большинство того, что мы сейчас “знаем” об инквизиции — плод Чёрной легенды (Исп. La Leyenda Negra) — протестантской пропаганды времён Контрреформации.
Британия, Франция и Нидерланды преуспели в очернении религиозных оппонентов, приписывая им те грехи, которых просто не было, как показывают поздние исследования архивов.
Антикатолическая пропаганда отразилась и на образе инквизиции в культуре (Ф. Шиллер — «Дон Карлос», одноименная опера Джузеппе Верди, Эдгар По — «Колодец и маятник», Ф. Достоевский — «Братья Карамазовы», в образе Великого Инквизитора, Умберто Эко — «Имя Розы»)