Найти тему

Мотивация и тайм-менеджмент для школьников

Основой для успешного обучения школьника является его самоорганизация, способность управлять своим временем. Хорошо учиться, посещать секции и кружки, получать дополнительное образование, смотреть фильмы, читать книги, играть, гулять — времени на все это часто не хватает. Как все успевать?

Не все школьники умеют управлять своим временем, планировать, расставлять приоритеты. Некоторые отдают предпочтение развлечениям, а дела и домашнюю работу часто откладывают на последний момент, а то и не делают вовсе. Если же в понятной форме рассказать ребенку о некоторых инструментах тайм-менеджмента, то это поможет ему все успевать и в учебе, и в развлечениях. Для это важно соблюдать следующие принципы.

Принцип 1: Правильное распределение личного времени

Здесь поможет матрица Эйзенхауэра, которая помогает разделить все дела одну из 4 групп:

  1. важное и срочное;
  2. важное и несрочное;
  3. неважное и срочное;
  4. неважное и несрочное.

Распределив все занятия школьника по квадратам, вы поможете ему организовать его дальнейшую самостоятельную работу в порядке приоритета.

Иногда возникает желание вместо срочного и важного сделать что-нибудь неважное и несрочное — например, вместо подготовки доклада вдруг очень захочется разобрать ящик со старыми игрушками или протереть пыль на полке с книгами. Это один из ярких примеров прокрастинации. И чтобы бороться с этим, нужно знать врага в лицо. Если ваш ребенок учится в средних или старших классах, вы вполне можете показать вот это остроумное видео с Ted Talks на тему «Почему прокрастинаторы прокрастинируют».

Принцип 2: Повышение эффективности учебного процесса

-2

Для правильного распределения времени в выполнении каждого дела поможет закон Парето, который гласит, что 20% усилий дают 80% результата. Иногда действительно нужно выкладываться на полную, но в домашнем задании зачастую не требуется стопроцентная скрупулезность.

А вот правильно организованное рабочее место — это залог успеха в учебе и работе. Вещи должны быть разделены на нужные и не нужные, от последних следует избавиться. Организация хранения и соблюдение порядка позволит быстро находить и использовать необходимое. Своевременная уборка, поддержка учебного пространства в чистоте поможет сохранять позитивный настрой в работе. Все это нужно в точности соблюдать, и в скором времени у ребенка сформируется привычка выполнения этих правил.

Принцип 3: Мотивация

-3

Мотивация ребенка дома должна исходить изнутри, а не снаружи. Принуждение, страх плохой оценки, избегание неприятностей — это «кнут». А «пряник» — это интерес к содержанию и процессу, когда школьник стремится к успеху и самоутверждению. В каждом человеке заложены как любознательность, так и желание социальной реализации.

Мотивацию ребенка к учебе развивают следующие факторы:

1. Свобода выбора и право на принятие самостоятельных решений. Речь идет о выборе программ обучения, различных занятий и заданий и даже форм его контроля. Свобода позволяет почувствовать ответственность за результат.

2. Минимальный контроль. Чем больше контроля извне, тем ниже внутренняя мотивация.

3. Учет устремлений ребенка. Результаты от обучения должны быть для школьника значимыми и соответствовать его потребностям. Если его совершенно не интересует химия, может, ему и не нужны по ней пятерки?

4. Интересное обучение. Занимательно ли изложение предмета, есть ли на занятиях дискуссии, примеры жизненных ситуаций, возможность высказать свое мнение. Ученику интересно слушать преподавателя и общаться с ним и одноклассниками.

5. Хорошие отношения в классе. В классе царит доверительная и уважительная атмосфера, отношения с учителем строятся по принципу совета, а не нападения, ученики класса включены в общую работу.

6. Здоровое отношение к оценкам. Поощрять следует прежде всего за прилагаемые усилия, а не за способности. Всем нам нужно немножко одобрения, и когда ученик проявляет инициативу, он ожидает поддержку окружающих, а не осуждение.

7. Индивидуальный подход. Поскольку не все школьники усваивают материал одинаково, некоторым требуется помощь, чтобы избежать отставания от программы, иначе интерес к обучению может упасть, а другие — напротив, опережают сверстников и не хотят ждать отстающих.

***

Если ученик ежедневно планирует дела, разбивая их на этапы, абстрагируется от мешающих учебе факторов и получает одобрение за старания и успехи, то его самомотивация станет расти, что сразу отразится на эффективности получения знаний.