Найти тему
Annet Lyubetskoi

Топ новой литературы о политтехнологиях и ведении избирательных кампаний.

Оглавление

Скоро весна, на носу выборы в Государственную Думу 2021 и многие политические партии уже начинают разворачивать избирательные штабы и вести подготовку к выборам в 21 году.
В связи с этим, предлагаю всем причастным к большому политическому празднику обновить теоретическую базу ведения избирательных кампаний, узнать что-то новое или просто повспоминать и вернуть мозг в тонус, направив его работу в нужное русло.

Я составил свой предвзятый "Топ" книг о политтехнологиях. В него вошли как новые произведения, так и классика политического консалтинга. Будут книги, как и узко-профильные, например, об полевой работе, так и на более обширные тематики.
Обращаю Ваше внимание, что "Топ" составлен без рейтинговой иерархии. Все книги имеют как сильные стороны, за счет которых попали в данный топ, так и слабые. По этому номера, под которыми они идут взяты для удобства. Номер 1 = Номер 10. Начну с классики, потом перейду к новым.

1. Полевые и манипулятивные технологии. Настольная книга менеджера избирательных кампаний - Валентин Полуэктов.

-2

Начну с классики.

Самая обширная, подробная и не теряющая актуальности монография, посвященная одной из ключевых работ в избирательной кампании — полевая-агитационная работа.
Автор в представлении не нуждается. На его трудах учились сотни политтехнологов и полевиков, общепризнанный гуру, отец основатель полит-технологического рынка РФ. Обязательна к прочтению всем, кто всерьез решил развиваться в сфере "выборного" мастерства.
В книге рассказывается об организации всего избирательного штаба, о способах и вариантах организации полевой работы, ее технологиях.
Так же автор затрагивает тему манипулятивных технологий и черного пиара в конъюнктуре полевой работы.

Так же расскажу один факт, вследствие которого Вы точно прочтете его труды. Полуэктов в одно время(давно) разрабатывал метод/теорию "опрокидывающего голосования" . Цель его заключалась в том, чтобы не столько привести кандидата к победе, сколько не дать его конкуренту выиграть. Суть в том, что весь контролируемый оппозиционный электорат, направить на поддержку, то есть отдать свои голоса тому, кто более всего приближен по рейтингу к кандидату от власти, самому конкурентному. Тем самым не дав власти победить. Некий аналог Административного ресурса, только от оппозиции.
Ничего не напоминает? (p.s "Умное голосование" Навального)

2. "Политические технологии" - Е. Малкин, Е. Сучков.

-3

Библия политтехнологов.

Крайне необходимая книга для технолога. Успешно соединяет в себе академические постулаты и практическую ценность. На эту книгу очень часто ссылается Полуэктов(см. выше). И на это есть большие основания. Ее рекомендуют все специалисты: практики и теоретики, политологи и политтехнологи, социологи и медийщики, партийный функционеры.

Именно с нее стоит начать изучение политических технологий, ведь книга — наиболее полное и систематическое российское руководство по всем аспектам политических технологий. Она затрагивает практически все сферы, в которых применимы политические технологии: вопросы подготовки и проведения избирательных кампаний, политических кампаний и политических проектов, а также вопросы партийного строительства рассмотрены с единых методологических позиций. Особое внимание уделено особенностям проведения федеральных и региональных избирательных кампаний крупными политическими партиями

Могу бесконечно расхваливать, но не стану. Достаточно просто посмотреть рейтинг книги в магазинах - 10 из 10.

3. "Российские Выборы: изнутри, снаружи, сбоку. Записки негосударственного человека" - Андрей Бузин. 2020 г.

-4

Об авторе:

В 2004 году был членом ЦИК с правом совещательного голоса. Член Научно-методического совета при ЦИК. Принимал участие в десятках избирательных кампаний в качестве юриста и организатора общественного наблюдения. Ведущий эксперт в области избирательного права группы компаний «Никколо М».
С 2009 года – ведущий эксперт ассоциации «Голос», руководитель отдела мониторинга выборов.
В 1999–2005 годах участвовал в разработке поправок в российское и московское избирательное законодательство.
В 2007–2008 годах – соавтор ряда методических рекомендаций ЦИК, в частности Памятки наблюдателя.
Соавтор проекта Избирательного кодекса Российской Федерации.

В книге проведена ретроспектива с первых выборов 20-го столетия и до 2020, даже кампания в МГД есть кратко, но в основном, про Яшина. Написана простым и доступным языком, много сжатых исследований по явке, половозрастному составу и пр.
Анализ избирательной системы с её начала. Даны выводы о том, как мы пришли к нынешним московским ТИКам.
Есть разбор отдельных громких кейсов, хотя Электронному голосованию в мск посвящён 1 абзац.
Если негде под черпнуть опыта или изучить чужие кейсы — эта книга для вас. Она вообще в своем роде уникальна.

Из претензий могу отметить формат книги — все графики и приложения вынесены в конец книги, если это иллюстрации. Не удобно.
Так же могу заметить, что повествование в книге идет через личную позицию автора. Но тут само название книги намекает на присутствие "личных моментов".

4. "Четыре всадника информационного Апокалипсиса". Краткое пособие по управлению репутацией политика в условиях новой информационной реальности. - Евгения Стулова. 2019 г.

-5

"Маленькая методичка для больших старых динозавров" :)

Методичка не столько для политтехнологов, сколько для самих политиков, особенно тех, кто остался в "старых-добрых" временах, где информационные потоки можно было контролировать без особых усилий — одним телефонным звонком в редактуру телеканала или газеты, а имидж можно было менять чуть ли не каждые выборы.
Им то автор и доносит, что те времена ушли, пришло во время "пост-правды" и "информационного апокалипсиса". И правила выживания в нем совсем иные. Собственно об этих правилах и методичка.

Для прогрессивных лидеров не сказал бы что супер необходима. Так, можно ознакомится. Все таки чтиво на 30-45 минут.
Но вот для тех, у кого реально проблемы с интернетом и в последствии имиджем — обязательна к прочтению.

5. "Политический Менеджмент и управление современными политическими кампаниями", учебник- С.В. Володенков. 2019 г.

-6

Если коротко, то это учебник по ведению политических кампаний от профессора кафедры государственной политики МГУ.

Учебник рассчитан, как на студентов и магистров, так и специалистов в области политического управления. Примечательна книга тем, что в ней разбирается не только классические методы управления ПК( политическими кампаниями), но и современные кейсы, особенности ведения ПК.

Особое место в учебнике уделяется вопросам организации массовой политической коммуникации в интернет-пространстве, созданию и продвижению современных политических брендов. Важное внимание уделено вопросам, связанным с политической пропагандой и манипуляциями массовым сознанием в условиях современного информационного общества, включая примеры организации и проведения цветных революций.

Очень достойная литература. Радует, что российский сегмент политической литературы становится конкурентно-способным по отношению к зарубежному.

6. "Цифровая" революция в ГОНКОНГЕ, роль онлайн-инструментов в массовых протестах. - Малек Дудаков. 2019 г.

-7

Аналитический доклад об:

  1. Способах координации действий оппозиции
  2. Основных интернет площадках, в которых организуются действия оппозиции
  3. Роли криптовалют
  4. Алгоритм онлайн-сопровождения массовой акции
  5. Использовании бот-аккаунтов
  6. Цензуре

И так далее, в том же духе.

7. Трилогия: "Стратегия избирательной кампании", "Инструменты избирательной кампании", "Активная фаза избирательной кампании"- Р.Е. Агеев, П.Я. Мешков. 2020 г.

Перед вами трилогия «Выборы: практическое руководство». Московские политтехнологи раскрывают секреты успешной работы на выборах, основанные на личном опыте десятков выигранных кампаний. Какие качества и образы кандидата востребованы избирателями, а какие нет? Как защищаться от «черных технологий»? Как выглядят оптимальные стратегии кандидатов «партии власти», оппозиции и «третьей силы»? Как разработать и изложить на бумаге концепцию, план и смету кампании? Как избежать ловушек, пожирающих ресурсы и не дающих должной отдачи? Как эффективно распространить агитационную продукцию? Как построить результативную работу со СМИ, максимально задействовать интернет и социальные сети? Ответы на эти вопросы вы найдете в  книге-трилогии «Выборы: практическое руководство».

8. "Как выиграть выборы без административного ресурса. Рекомендации опытного политтехнолога" - Евгений Ланкин. 2015 г.

-9

Большинство литературы, выпускаемой политтехнологами, носит не столько обучающую цель, сколько рекламную. Пропиарить "себя любимого", рассказав читателю, какой он профессионал и мастер своего дела. Приправив все это россказнями о невероятных НЛП технологиях и прочей ерунде.
Некоего рода—личная визитка, очень большая конечно же. Не 90 × 50 мм на 1 стр., а 60 х 90/16 с 300 страницами.
Так вот это все точно
не про данного автора. Евгений Ланкин буквально с первых страниц, ограничившись не большой биографической справкой о своем большом опыте, начинает вводить читателя в курс дела. Автор не тянет резину, не пускается в пространные философствования, а пишет о том, что знает, — о технической стороне предвыборных кампаний. Соответственно, большая часть «Рекомендаций опытного политтехнолога» посвящена именно агитации и пропаганде. В том числе — "черным" технологиям. Что особенно приятно, в разделе про «чернуху» автор не строит из себя ханжу и моралиста, не кокетничает в стиле «ой, да я не такая», а честно признает — без этого иногда никак. Да еще и обучит всему этому, в случае, когда "никак".

Но есть и косяки. Очень мало уделено юристам, а в нашей стране на этих парнях вся кампания держится. На их плечах самая большая ответственность. Они могут как спасти кампанию в суде, так и снести другого кандидата, обеспечив этим победу. И тогда ни пиарщики, ни полевики, ни кто-то другой, уже будут не нужны.
Ну и главный косяк или тонкий троллинг автора — название книги. Выиграть выборы без админ. ресурса, конечно, возможно (есть примеры из истории избирательного процесса), но надеяться, что эта книга и описанные в ней технологии будут верным ключом к успеху — довольно наивно. Понятно же сколько шансов у кандидата, против которого прет, например, вся городская администрация и ключевые бизнес структуры..

9. "Административный ресурс в избирательных кампаниях"— Валентин КИРИЧЕНКО, Денис ПАРАМОНОВ.

Книжка о главном ресурсе провластных кандидатов на выборах —Административном ресурсе.

Что такое административный ресурс? Вам интересно, какова природа административного ресурса и методы его реализации? Все это на страницах данной монографии.

Парамонов и Кириченко в отдельных главах книги подробно рассказывают о стиле и модели, методах и технологиях применения административного ресурса во время выборов.

Чтобы победить на выборах, не достаточно знать, как сагитировать население, как мобилизовать свой "ядерный" электорат и выстроить правильно избирательную кампанию. Важно так же понимать, как противодействовать оппоненту, не гнушающемуся использовать АР(Административный ресурс), вовремя заметить его активизацию и нейтрализовать.
И не стоит рассчитывать, что если Вы идете от партии власти, АР не будет применен против Вас.
Партийный билет ЕР— далеко не всегда гарантия иммунитета к АР.

Обложку книги не нашёл, ровно как и её наличие на прилавках книжных магазинов, по этому если заинтересовала- пишите мне в ТГ, скину документом.

10. "Методы фальсификации выборов"- Д.О. Парамонов, В.В. Кириченко.

Лучше картинки не нашел, прошу прощения..
Лучше картинки не нашел, прошу прощения..

В работе анализируются технологии фальсификации, которые широко применяются на выборах. Также описаны способы «прикрытия» подделок, приведена классификация методов фальсификации по типу субъектов.
Будет интересна для прочтения даже простому избирателю.
Ведь, всегда же интересно, как тебя надули?)

А так же книга даст широкое понимание практики и технологий осуществления фальсификаций. Особенно актуальна для тех, кто собирается идти на выборы в качестве оппозиционного кандидата( или работает с ним) и в качестве независимого наблюдателя.

11. "Исповедь единоросса. Как я проиграл выборы"- Валерий Федотов. 2013 г.

-11

Мемуары.
Следует прочитать всем тем, кто считает работу избирательных технологов не существенной.
Даже при неограниченных финансовых ресурсах, выдвигаясь от партии власти, можно проиграть, если не серьёзно подойти к выбору команды, а именно— политтехнологов.
В книге находятся материалы и тексты, которые были использованы во время избирательной кампании в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга 2011 года. Автор намеренно публикует едва ли не весь массив своих предвыборных документов — вплоть до черновых вариантов сценариев уличных акций, концепций мероприятий и агитационно-печатных материалов, тезисов выступлений и даже смет.

Учится у него не стоит, много ошибок, да и не учебник это. Но, как набор опыта на чужих ошибках— книга хорошая.

„Глуп тот, кто учится на своем опыте, я предпочитаю учиться у других и избегать расплаты за свои ошибки.“ — Отто фон Бисмарк.

12. "Уши машут ослом. Современное социальное программирование" - Олег Матвейчев, Дмитрий Гусев.

Ну какой же "топ" без книги "Уши машут ослом"?

Все, теперь можно спать спокойно.


Автор — политтехнолог
Annet Lyubetskoi

Материал подготовлен для телеграмм канала —
"Около Морали"
Канал посвящен политическим, манипулятивным, избирательным технологиям.
А так же пишу рецензии и рекомендации по политической литературе.
Ну и еще о чем-то. Не буду загонять себя в рамки, мало-ли..

#политика
#Литература
#Политтехнологии