Яндекс.Учебник[Информатика] начинает серию интервью, в которых мы постараемся собрать разные взгляды на мир и преподавание информатики.
Мы выбираем собеседников из учителей, принимающих активное участие в жизни нашего преподавательского сообщества и помогающих нам развиваться.
Сегодня мы публикуем беседу с Раисой Дмитриевной Родиковой, учительницей информатики МБОУ СШ № 29 города Смоленска.
Раиса, как вы пришли к преподаванию информатики?
Я изначально математик по образованию. Но в какой-то момент мне дали пятые классы — и я вела два часа информатики в неделю.
Еще через какое-то время учитель информатики ушел, замену найти не могли. И меня попросили вести всю информатику. А я заинтересовалась, втянулась. С тех пор и преподаю.
Что вас мотивирует применять новые форматы, изменять программу обучения?
Желание идти в ногу со временем.
Я понимаю, что мы технологически отстаем от таких регионов, как Москва и Санкт-Петербург. Еще давным-давно, когда наши учителя ездили в московские школы и восхищались оснащением кабинетов, мне хотелось, чтобы и в нашей школе у учащихся были хорошие условия. Поэтому если я узнаю о новых проектах, как, например, «Космовёрска» или «Яндекс.Информатика», то я это пробую. Часто кто-то из учащихся так увлекается проектом, что продолжает серьёзно погружаться в эту область изучения и в дальнейшем.
Сейчас вспоминать это просто смешно, но раньше мы со школьниками участвовали в конкурсах по web-дизайну и выигрывали интернет-карточки на 100 часов. Однажды был приз – лицензия Photoshop на год. Благодаря проектам и конкурсу «Информационные технологии в образовании» у нас было небольшое техническое оснащение (цифровые фото и видеокамеры, диктофон, микрофон, парочка Pentium-ов). А в 2005 году по программе информатизации в школу пришли новые ПК и безлимитный Интернет, через какое-то время появилась и цифровая доска.
Информационные технологии постоянно развиваются и меняются, нельзя остановиться в их изучении. Это не теорема Пифагора, которая статична и не меняется тысячелетиями. Поэтому я постоянно посещаю тематические вебинары, прохожу курсы, каждый день расписан. Некоторые курсы предлагаю пройти и заинтересованным школьникам. Например, курсы по Python на платформах Stepik и Foxford после меня проходили и ученики.
Важен и отдых – это смена деятельности. Зимой – лыжные гонки, летом – бег и велокроссы, а между различными ЕГЭ (проведением на пункте и подготовкой к сдаче по предмету) и подготовкой к следующему учебному году – горный поход.
Ваши ученики легко вовлекаются в изучение информатики?
На уроке нужно задать такой вопрос, чтобы и тебе, и детям интересно было про него думать и работать над его решением.
Например, урок по электронным таблицам я несколько лет проводила следующим образом. У нас в Смоленске есть крепостная стена, которая была заложена еще при Иване Грозном. Сейчас из 38 башен осталось всего 18.
На уроке ученики выясняли длину сохранившейся части крепостной стены с помощью электронных таблиц. Размещали изображения башен последовательно в ячейках столбца таблицы, измеряли на «Яндекс.Картах» расстояние между башнями, заносили значения в соответствующие ячейки и находили общую длину.
Мы с учениками все последние годы, кроме, увы, 2020-го, в рамках проекта «Ожерелье Руси» ходили на экскурсию вокруг крепостной стены. Во время экскурсии о каждой башне искали информацию в интернете. Записывали впечатления на диктофон, делали видео-фрагменты и фотографии. Через неделю устраивали защиту мини-проектов. Один шестиклассник мне после этого сказал: «Раиса Дмитриевна, спасибо вам большое, потому что дальше Громовой башни, я никуда не ходил».
Как вы начали делать проекты про краеведение?
Я в 2005 году столкнулась с ситуацией, что дети не знакомы с родным краем. Хотелось это исправить, и я стала предлагать школьникам делать краеведческие проекты на уроках информатики и во внеклассной работе.
От единичных индивидуальных проектов перешла к групповым. Помогало, что у нас раньше был областной конкурс по web-дизайну для школ с тематикой малой родины. Дети туда ездили и представляли свои проекты, которые я курировала.
Еще были внеурочные школьно-семейные проекты. Дети не просто что-то искали в интернете, но работали в библиотеках и музеях, выезжали на проектные места. Например, проект «Водоемы Смоленска» требовал, чтобы ученика по составленному им маршруту сопровождали родители - и процесс увлёк взрослых не меньше, чем детей. В ходе выездов на водоёмы стала очевидной проблема их загрязнения - и мы пригласили на защиту проектов администрацию города, призвали ее обратить внимание на экологические проблемы.
Расскажите про смешной случай из вашей практики?
У нас был проект «Смоленск известный и неизвестный», где дети сами выбирали какие-то направления для изучения.
Была группа, выбравшая тему «Их имена на улице города». Проект был про улицы, названные в честь тех, кто внес большой вклад во время Великой Отечественной войны: герои Советского Союза, или маршалы, или те, кто воевал в партизанском отряде. Это было как раз в преддверии 70-летия Дня Победы.
Дети составили план, позвонили в администрацию города, получили список улиц. Они выбрали те, которые относятся к Великой Отечественной войне, и ходили с видеокамерами, с диктофоном, записывали свои впечатления, отправляли мне.
Однажды прислали запись, в которой говорили: «Ой, мы заблудились!». Так я поняла, что с этого момента по улицам мы ходим вместе.
Были ли в вашей практике долгоиграющие проекты?
В октябре 2011 года в школе был открыт музей вычислительной техники. Это был полностью проект детей.
Меня очень впечатлил Музей Леонардо да Винчи. Этот удивительный человек известен многими своими достижениями, но факт того, что он разработал чертежи вычислительной механической машины, мало известен — это вдохновило меня на самом первом уроке информатики в десятом классе рассказать о Леонардо и его изобретениях ученикам. И они мне сказали: «Давайте сделаем Музей вычислительной техники».
Началась работа. Десятиклассники сделали музей за полтора месяца. Они выбрали директора музея, разделились на группы, выступали на родительских собраниях с информацией о создании музея и призывом поучаствовать. Администрация школы выделила помещение. Всем, кто приносил нам экспонаты, мы вручали сертификаты о том, что они помогли школе в открытии музея. Сертификат был официальный - с подписью директора и школьной печатью. Музей открыли в торжественной обстановке, директор школы и выбранный директор музея разрезали красную ленточку. На открытии были даже представители СМИ.
Сейчас в музее проводим экскурсии. В этом году, когда по курсу «Яндекс.Информатика» у нас был урок «История и устройство компьютеров», из экспонатов музея мы организовали выставку в кабинете. Дети хорошо вовлекаются, когда, например, видят и сравнивают здоровый жесткий диск на 5 мегабайт и современный на терабайт, меньше во много раз, такая разница в размерах поражает. Некоторые уже и про дискеты не знают.
Есть еще один долгоиграющий проект. На уроках элективного курса «Настольные издательские системы» возникла идея создать школьный пресс-центр. В этом году он отметил небольшой юбилей – 10 лет.
Каких принципов вы придерживаетесь в вашей педагогической работе?
Стараюсь помочь школьникам раскрыть свой творческий потенциал. Для этого уделяю большое внимание внеклассной работе, считаю, что именно она помогает школьнику становиться инициативным и самостоятельным.
Акцентирую внимание учеников на неформальный подходе к изучению всего нового. Говорю: «За тем, что вы делаете, всегда что-то стоит. Если вы сейчас решаете задачку, наверняка она вам где-то понадобится потом. Это не только для контрольной, это для жизни. Подумайте, где и как это знание применяют?»
Еще важно учить детей оформлять проделанную работу, это важный междисциплинарный навык. Нужно, чтобы все учителя-предметники работали в одном направлении, договаривались о стандартах, чтобы не было ситуаций, когда, например, ученик приносит презентацию, в которой сплошной текст, и просто читает со слайдов, а кто-то из учителей ставит «отлично» или «хорошо».
Чтобы получить хорошие результаты, мы с коллегами должны работать в одном русле - на перспективу, чтобы наши нынешние школьники в будущем были успешными, как минимум, студентами.
Получается, вы с коллегами по школе работаете командно?
Да, у нас коллектив дружный. Надо сказать, и администрация всегда идет навстречу и отзывается на перспективные рабочие предложения. В прошлом году для кружковых занятий купили наборы роботов. Не возникло особых вопросов и выделением двух часов на информатику в седьмом классе.
Как вы преподаете сейчас, очно или дистанционно?
Нашу школу на дистант не перевели, но недавно заболел мальчик из девятого класса. Восемь учителей, работавших с этим классом, отправили на карантин. Вот и я сижу дома, уроки веду тоже из дома.
То есть ученики собираются в школе, вас подключают на проекторе?
Да. Один учитель присутствует в классе с детьми, а я подключаюсь через Zoom к ним. Понятно, что есть ограничения, но я провожу уроки, даю задания, отвечаю на вопросы — процесс тихонько идет.