Маслины, символ победы и богатства, стали причиной трагедии.
Оливковое масло - это «жидкое золото», обеспечивавшее процветание экономики Эллады (древней Греции). Однако корни дававших его маслин подточили хрупкую экосистему страны, превратив ее во многих местах в каменистую полупустыню.
Скудное наследство. Выжженная зноем земля современной Греции мало похожа на пейзаж 2500-летней давности. Частые оползни и пятна голого грунта говорят о нестабильности верхнего слоя почвы, однако научными методами установлено, что бесплодные ныне склоны холмов и гор были когда-то покрыты густыми лесами, лугами, плодоносящими далями.
В исторических процессах мы привыкли видеть лишь действия людей - решения правителей, битвы, путешествия. Экология для объяснения древних событий почти не привлекается, возможно, потому, что ее проблемы считаются чисто современными, связанными с беспрецедентным ростом народонаселения и развитием техники. Однако даже в доисторические времена человек умудрялся изрядно портить окружавшую его среду. А занявшись сельским хозяйством, он нередко превращал и превращает цветущую землю в пустыню. Похоже, что эрозия, вызванная интенсивным земледелием, буквально выбила почву из-под ног древних греков.
«Смазка» для экономики древней Греции
Для греческих городов-государств (полисов) маслины, или оливы, были идеальной товарной культурой - неприхотливой, многолетней и высокопродуктивной. Выжимаемое из их плодов оливковое масло хорошо хранилось в глиняных сосудах - обычно гигантских амфорах. Оно долго не портилось и пользовалось стабильным спросом по всему Средиземноморью.
Популярная тара. Оливковое масло хранили и перевозили в высоких толстостенных глиняных сосудах - амфорах (на снимке VII в. до н.э.). По всему Средиземноморью и за его пределами археологи находят их тысячами.
Подати, которые платили крестьяне, составляли основу государственного бюджета, так что маслины косвенно финансировали строительство классических храмов и ведение войн.
Велико было и символическое значение этих деревьев. Считалось, что их подарила людям богиня Афина. На афинском Акрополе древние греки даже почитали якобы собственноручно посаженную ею маслину. Ее зеленые ветви символизировали радость, нравственную чистоту, победу, славу. Оливковыми венками награждали чемпионов Олимпийских игр древности. Никто и не подозревал, что дар Афины - это бомба замедленного действия,
Анализ частиц почвы из отложений, выстилающих сейчас речные русла, позволяет говорить, что земля Эллады была гораздо плодороднее, чем в нынешней Греции. Само количество смытого водой материала соответствует некогда утопавшему в зелени ландшафту. Обширные пространства занимали леса, но деревья постепенно вырубили, а расчищенные участки засеяли зерновыми. Обрабатывать и сохранять почву на крутых склонах было нелегко, но крестьяне решали эту проблему, возводя укрепленные камнями террасы и чередуя сельскохозяйственные культуры.
Урожайная культура. По сравнению с большинством сельских работ сбор маслин не требовал особого труда. На этой греческой вазе 520 до н.э. изображено, что крестьянам приходилось лишь околачивать шестами ветки и собирать упавшие плоды, которые потом шли в основном под пресс - на производство оливкового масла.
Корни против почвы
Развитие доходного маслиноводства привело к забрасыванию трудоемких сельскохозяйственных культур, и почва, почти голая под деревьями, стала быстро размываться. У большинства древесных пород разветвленная корневая система, которая закрепляет окружающий грунт, а у оливы корень - стержневой, уходящий вертикально вниз, прямо до материнской породы (например, известняка). Это позволяет дереву переживать без полива сухие сезоны: чем меньше в почве влаги, тем глубже оно укореняется.
Рыночные отношения. Оливки были чрезвычайно важны для экономики древней Греции. Их коммерческое значение и сейчас велико, а вкус великолепен.
Когда началось широкомасштабное разведение маслин, почва стала нестабильной. На ровных участках она сохранялась, но со склонов быстро сносилась водой и ветром. Это лишало крестьян возможности разводить там овощи и пасти скот. Маслины можно было бы выращивать, но не как монокультуру, а минимум в 20 м одну от другой, перемежая другими растениями, чьи поверхностные корни закрепляли бы почву. Увы, жадность или недогадливость не позволяла грекам это делать.
Однако многие из них осознавали серьезность проблемы. Драматург Софокл (V век до н.э.) в своей трагедии «Антигона» пишет:
А мулы их вытаптывают землю»«И ее, величаишую из оогжть, Землю,
Вечную и неутомимую.
Истощают люди, когда плуги их
Тревожат ее год от года,
На 500 лет позже, в I веке н. э. важность террасирования оливковых рощ и проведения в них системы водоотводных траншей понимал римский ученый и писатель Плиний Старший. Эти меры способствовали бы увлажнению почвы, защищая ее от эрозии. Плиний писал о них, как о забытой доброй традиции. Резонно предположить, что крестьяне древней Эллады при наличии времени и средств неукоснительно ее соблюдали.
Однако, чтобы террасы исправно служили, им требуется постоянный уход. А мирный труд древних греков часто прерывался войнами. Армии противоборствующих греческих полисов (или армии других стран) то и дело вторгались на эти земли, вытаптывали поля, разрушали ирригационные и другие сооружения. Взявшиеся за оружие крестьяне надолго, если не навсегда бросали свои наделы. А подпорные стенки террас, сложенные из камней, без текущего ремонта со временем разрушались. Этому способствовали и пасущиеся па зарастающих полях овцы и козы, которые протаптывали на склонах тропы, как будто специально предназначенные для смывания во время дождей верхнего слоя почвы. Результат - быстрая эрозия, оползни и селевые потоки.
Если крестьяне еще как-то поддерживали плодородие своих наделов, крупные плантаторы о земле заботились мало. Сажая руками рабов маслины, они могли позволить себе лет 30 не думать об урожае. За это время деревья приживались и практически переставали нуждаться в уходе. Параллельно эрозия делала почву пригодной лишь для одной неприхотливой культуры - той же маслины. Можно сказать, что Эллада –«подсела» на нее, как наркоман на иглу. Экспорт оливкового масла позволял закупать зерно, местное производство которого уже не удовлетворяло потребности растущих городов.
Война и голод
Маслин в древней Греции всегда хватало, и сейчас тоже много. Исчезли традиционные рынки сбыта. Поворотным пунктом счала Пелопоннесская война между Афинами и Спартой (131—104 до н.э.), древняя Греция зависела от импорта зерна из-за границы, что негативно сказывалось на экономике государства. Везли его, естественно, морем. В 405 г. до н.э. спартанский флотоводец Лисандр, коварно уничтожив афинский флот, захватил стратегически важный пролив Геллеспонт (ныне Дарданеллы) и перекрыл поступление продовольствия в Афины из Причерноморья.
Уже тогда истощенная местная почва была не в состоянии прокормить этот некогда процветавший полис. Морская и сухопутная блокада Афин спартанскими флотом и армией привела к голоду, который в итоге вынудил афинян капитулировать.
Итог
Необратимую эрозию плодородной почвы древней Греции вызвало несколько причин - сведение лесов, недостаток агрономических знаний и конечно, воины. Но маслины приблизили трагическую развязку, лишив крестьян стимулов к охране окружающей среды.
Размытая идиллия
Изучение почвенных наносов в речных руслах позволяет судить о динамике эрозии на окружающей территории. В Греции мощные толщи таких отложений датируются концом III в. да н.э., т.е. временем бурного расцвета крупных рабовладельческих хозяйств и забрасывания террасированных полей. По скорости размывания почвы можно даже датировать происходившие в данной местности войны. Уходя на них, крестьяне переставали ремонтировать подпорные стенки террас и возвращались на уже изъеденные эрозией склоны. Плодородная почва здесь уже не восстанавливалась.