Найти тему
Ed vs Tech

По следам встречи с Д. А. Медведевым

Оглавление

29 октября неожиданно для меня состоялась встреча с Дмитрием Медведевым, пятью министрами и представителями нескольких крупных организаций, посвященной реализации проектов технологий искусственного интеллекта. Обсуждение было интересным и на базе него провели вебинар/обсуждение с коллегами в MAXIMUM.

Почему это важно?

Искусственный интеллект повлияет на государственную безопасность, ускорит развитие многих сфер жизни и поможет в развитии экономики. В образовании он может привести как к росту эффективности обучения для учеников, так и к упрощению и масштабированию процессов для учителей.

В прошлом году на конференции в Китае, я увидел, как государство может повлиять на развитие ИИ в образовании. Рынок ИИ в Китае - наиболее практикоориентированный, и компании и преподаватели уже активно используют некоторые элементы ИИ. Умные системы (real–time emotion recognition, handwriting recognition, модели понимания и мотивации учеников) помогают китайским участникам образовательного рынка решать масштабные проблемы и справляться с огромным количеством учеников.

Почему это еще не внедрено у нас?

Бюрократические барьеры, устаревшие законы и отсутствие системы поощрений для сотрудничества государственного и частного секторов ограничивают темпы развития ИИ в России. На базе обсуждения на встрече можно сказать, что фокус на ИИ есть, но темпы системного развития и внедрения не очень быстрые.

Специфически в образовании есть свои барьеры, которые препятствуют внедрению технологий. Отсутствуют качественные данные для анализа и целевые модели поведения систем, а преподавателям и образовательной системе не хватает цифровых навыков.

Цели правительства

В российском образовании у ИИ есть две задачи: работа с big data и персонализация обучения. В октябре президент утвердил стратегию развития ИИ до 2030 года. В 2021 году в школьной программе появится изучение искусственного интеллекта и будут запущены специальные олимпиады по ИИ.

Личный опыт

Потенциально главный вызов для ИИ в образовании – выполнение и масштабирование компьютерными системами функций учителя, которые сегодня эти системы не умеют реплицировать (системы пока умеют заботиться, мотивировать, эмоционально настраивать на учебу и тд). Мы постоянно исследуем и анализируем данные наших учеников и преподавателей и, на их основе, работаем над созданием моделей личных рекомендаций, улучшаем методы преподавания, контролируем этапы обучения и мотивируем учеников к самостоятельной работе. И мы все еще в начале пути.

Не прогнозирую, что ИИ заменит учителя, но точно поможет повысить качество системы образования, масштабируя лучшие практики и лучших учеников на большое количество учеников. С приходом ИИ, учитель сможет делать только самое важное с фокусом на коммуникации, а технологии позволят ему эффективно работать с большим количеством учеников.

Если у вас есть мысли и вопросы про ИИ в образовании - обязательно задавайте их в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-канал, чтобы оставаться в курсе последних новостей из мира EdTech.