Найти в Дзене
История в историях

Ирокезы — самое жестокое племя. История объединения

Возникшие из племён охотников индейцы могли без труда перемещаться по малонаселенному материку (Северная Америка). Около Х века нашей эры считается переходным этапом в развитии племён ирокезов. Именно тогда они начали основывать постоянные поселения. Связано это конечно же с появлением земледелия. Всего выделилось 5 племён, которые говорили на одном языке и быт их был одинаковым. Но племена
Оглавление

Возникшие из племён охотников индейцы могли без труда перемещаться по малонаселенному материку (Северная Америка). Около Х века нашей эры считается переходным этапом в развитии племён ирокезов. Именно тогда они начали основывать постоянные поселения. Связано это конечно же с появлением земледелия. Всего выделилось 5 племён, которые говорили на одном языке и быт их был одинаковым. Но племена начали враждовать. Да так сильно, что оказались под угрозой вымирания (всего в то время численность их племён не превышала 50 000 человек). Их противостояние растянулось на почти что два века, а методы ведения войны становились все более жестокими... О том, как ирокезы пришли к перемирию расскажет эта статья.

Боевой раскрас на лицо и тело индейцы наносили перед боем. Черный — цвет войны, синий — придавал сил, а красный, как бы говорил противнику о смелости индейца, означал "Я или убью, или буду убитым!"
Боевой раскрас на лицо и тело индейцы наносили перед боем. Черный — цвет войны, синий — придавал сил, а красный, как бы говорил противнику о смелости индейца, означал "Я или убью, или буду убитым!"

Племя

Полноправным членом племени считался тот индеец, оба родителя которого были из этого племени. В других случаях, ребенку жить становилось тяжелее, но он мог даже стать вождём своего племени. Просто нужно было доказать, что он сильный и жестокий, тогда племя пойдет за ним. В противном случае он может всю жизнь заниматься самой "грязной" и тяжелой работой в племени. Как появлялись такие дети? Отец его мог взять в плен будущую жену во время атаки на соседнее племя. Также отец мог быть выбран из числа пленных мужчин: такие были обычаи. Но об этом расскажу немного позже.

Сову ирокезы считали вестником смерти

Метод войны — геноцид

Период гражданских междоусобиц самими ирокезами был назван Мрачным. И не просто так. По их обычаям за смерть соплеменника было необходимо умертвить одного человека из племени обидчиков. Но также допускалось брать пленных в качестве платы за смерть. Мертвый, конечно, хорошо, но он не будет так полезен, как живой член племени. А пленный мог выполнять обязанности убитого члена племени.

Вдоль своих троп индейцы оставляли пиктограммы на стволах деревьев. Это могла быть предупреждение об опасности или количество пленников взятых за последнее нападение на враждебное племя
Вдоль своих троп индейцы оставляли пиктограммы на стволах деревьев. Это могла быть предупреждение об опасности или количество пленников взятых за последнее нападение на враждебное племя

Когда пленных подводили к деревне, то всё племя выходило встречать своих воинов-победителей.

После ликования все жители деревни с дубинками в руках выстраивались и создавали узкий коридор. По нему по очереди прогоняли пленных мужчин, на которых сыпались удары со всех сторон. Старейшина руководила процессом. Слабых по её мнению тут же убивали. Таким образом племя находило замену убитым воинам, поэтому пленных воинов особенно ценили.

После всё племя заходило за частокол, и старейшина выбирала дома для пленных женщин и детей. Мужчин выбирали семьи, потерявшие мужчин. Им давали символические вещи убитого, нарекали тем же именем, новый член племени исполнял все обязанности убитого. Тех, кого не выбирали, казнили. (Археологические находки доказывают: нередко перед убийством с жертв ритуально снимали скальп, отрубали кисти рук, расстреливали стрелами, сжигали, а иногда и употребляли в пищу)

Высокий частокол защищал племя, а изогнутые узкие коридоры задерживали атакующих. В центре поселения располагался ритуальный костёр.
Высокий частокол защищал племя, а изогнутые узкие коридоры задерживали атакующих. В центре поселения располагался ритуальный костёр.

Объединение племён (Союз Ходеносауни)

По легенде один из вождей племени онондага Гайавата устал от жестоких и кровопролитных войн. Он решил убить самого сильного вождя (чье имя неизвестно), чтобы взять власть в свои руки и объединить племя, научить его жить в мире. Хоть, нападение происходило ночью, все же Гайавата проиграл. Жестокий вождь убил всё племя Гайаваты, кроме него. Гайавата потерял последнего ребенка — свою дочь. (всего у него было 7 детей, но 6 мальчиков погибли во время бесчисленных нападений).

По одной из версий, Гайавата в горе вышел на берег озера, где расплакался, увидев ракушки. Они напоминали ожерелье его дочери. Когда он успокоился и поднял голову, то увидел индейца, плывшего к нему на своём каноэ. Это был Ганк Вума — посланник одного из племён ирокезов. Они тоже устали от кровавой вражды и хотели объединиться со своим народом. Он подарил Гайавате ожерелье и убедил его, что скорбеть можно сердцем, не стоит убивать и продолжать бесконечную череду насилия. Ярость и ненависть покинули Гайавату, он присоединился к посланнику.
Мало кто из мужчин племени доживал до старости. Убить или быть убитым, убить или быть убитым...
Мало кто из мужчин племени доживал до старости. Убить или быть убитым, убить или быть убитым...

Два индейца отправились к племени могавк(топоры). Там Гайавату жестоко пытают. Но Ганк Вума смог убедить вождя к перемирию. Он согласился, с условием, что остальные вожди тоже согласятся. Они отправились к онайда (большой камень) и также получили согласие. Приняли предложение и каюги (большое болото) и сенеки (большой холм). Не присоединились только онондага.

По легенде процессия со всеми вождями племён и женщинам-старейшин, вместе с Гайавате и Ганк Вумой пошли к вождю племени онондага. Вождь насмехался над ними, он привык к войне, сострадание — удел слабаков, само слово перемирие для трусов. Но тут произошло самое неожиданное — солнечное затмение (31 августа 1142 года действительно научно доказано солнечное затмение было и длилось 3,5 минуты). После этого вождь онондага без колебаний согласился на перемирие.

5 племён приняли закон о мире. Управление доверили объединённому совету всех племён (по 1 представителю от племени).

На следующий день, на берегу озера под большой белой сосной воины 5 племён закопали свои боевые топоры — символ войны у ирокезов. Они поклялись решать конфликты между племенами словесно, без применения насилия.

Пояс Вампум (пояс Гайаваты) — символ объединения. Был сплетён после соглашения о перемирии
Пояс Вампум (пояс Гайаваты) — символ объединения. Был сплетён после соглашения о перемирии

Многие идеи соглашения ирокезов были использованы позже в написании Конституции США. А символ — несколько сжатых стрел (демонстрировал силу единства) до сих пор держит в правой лапе американский орёл (печать правительства США)

-6

Если вам понравилась статье, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, комментируйте. Как минимум еще несколько постов будут на похожие темы