Fire – show (от англ. «огненное шоу») набирает обороты по всему миру, как новое проявление уличного перформанса и игрового, театрального танца с огнём.
В России «фаер-шоу» появилось в начале 2000-х гг., на сегодняшний момент данный вид искусства доступен каждому, даже детям! По всей России проходят фестивали, посвящённые обучению и развитию огненного искусства.
Вне этих мероприятий существуют школы для детей от 7 лет, которые нацелены на развитие у ребёнка прекрасной координации, гибкости, ловкости, хорошей реакции и просто артистизма. Здесь нужно уточнить, что дети, естественно, не допускаются к огню до определённой сдачи экзамена, который, как правило, назначается самим тренером (с разрешения и договорённости с родителями будущего «фаерщика»). Ребёнок, при этом, должен заниматься в подобной школе не менее двух – четырёх лет ( в зависимости от способностей к обучению). Всё обучение так же строго контролируется родителями.
В культурной столице России огненное искусство продолжает развиваться и укореняться по-своему. Ежегодно, на радость всем гостям города и жителям, в Санкт-Петербурге проходит фестиваль огненных искусств под интригующим названием «Живые огни».
«Стихия, пластика и ритм – в грандиозном представлении, захватывающем дух и заставляющем замереть от восторга!»
- буквально кричит надпись на официальном сайте мероприятия. Ребята, приезжающие со всех уголков страны, – поистине приручили огонь и сделали его своим верным напарником и союзником в танце за годы тренировок. Цирковые трюки, гимнастические элементы, костюмы собственного дизайна, уникальная хореография, свой неповторимый образ и стиль – это лишь некоторые составляющие выступления каждого опытного «фаерщика». Их жаркие и самобытные представления уже шесть лет подряд делают осенний промозглый вечер петербуржцев тёплым, необычным и незабываемым, а в глазах заворожённой публики то и дело мелькают сотни пляшущих огоньков, и сердце бьётся чаще, ведь стихия огня никого не оставляет равнодушным!
Мне интересно было узнать немного о жизни маститого и талантливого «поистера» (Прим. авт.: крутящий огненный реквизит под названием «пои») Санкт-Петербурга, непосредственного участника фестиваля «Живые огни», который за последние годы модифицировался в учителя и наставника, мастера по изготовлению тренировочного реквизита для «фаер-шоу» и технического директора в огненном шоу «FireKast», судью и почётного гостя фестивалей стихии огня и за пределами родного города.
Интересный, открытый и позитивный Фёдор Шарапов ответил на мои вопросы весьма охотно и дружелюбно, т.е. «звёздной болезнью» не болеет, старается развить огненную культуру в массах и развиваться сам, и это не может не радовать! Предела совершенству – не существует, помните? Итак, начнём:
– Федя, здравствуй! Сколько ты лет уже занимаешься огненным искусством? Когда впервые открыл его для себя?
– Приветствую, Анна! Занимаюсь уже больше 15 лет. Соответственно, в 2002-2003 гг., точно не помню, случайно увидел передачу: «Москва - инструкция по применению». Там был репортаж про московских «фаерщиков», которые «крутили» огонь в каком-то дворе на детской площадке. Вот так с этим и познакомился. А передачу записал и начал тренироваться.
– Было ли тебе трудно на начальном этапе тренировок? И что ты считаешь определённой «базой» фаер-шоу, с которой нужно начать обучение?
– В начале было сложно из-за недостатка информации. А позже и реальных тренеров не находилось, так как появился нормальный доступ в интернет. Базой что-то конкретное назвать сложно: начинать обучение лучше с тренировки с огнём, узнать про технику безопасности, само собой, и найти очень много информации о телодвижениях, схемах элементов, ну и куча подробной информации.
– А почему непосредственно с огнём стоит начинать обучение? А не с тренировочным материалом?
– Так можно познакомиться с реальной практикой, ну а потом, – звук огня и всё такое… Чтобы люди сразу смогли понять, готовы они этим заниматься или нет. Страшно ли им или же комфортно.
– А что ты чувствуешь, когда выступаешь с огнём? Ощущения, мысли.
– Знаешь, много разных выступлений было. На самых удачных выступлениях, очень сильно ощущалось единение с толпой. Такое удивительное чувство наслаждения и удовольствия… Когда сделал максимум, что умеешь и доволен собой! Но, к сожалению, такое бывает редко. Всё зависит от многих условий: какая будет сцена (её размеры), свет, музыка и т.д.
– Очень смело, я бы сказала! Расскажи пожалуйста про самый сложный для тебя элемент. Даже не сколько про сам элемент, а как он тебе дался.
– Сложно сейчас что-то сказать, много было разных областей…
– Твоей основной специализацией являются «пои»? Какие новые элементы были придуманы тобой ?
– Да, в основном только «пои». Новые элементы не имеют смысла, так как состоят из базовых движений. И можно хоть сейчас придумать кучу новых связок, если разбираться в системе движений.
– Ясно. А бывали у тебя творческие кризисы?
– Смотря что считать за так называемый «кризис»! (задумался) Постоянно, можно сказать. В основном это случается тогда, когда ничего не придумывается. (смеётся)
– Федя, фаер-шоу, по большей части для тебя, – это способ самовыражения, отдыха или дохода?
– Наверное, все вместе! (воодушевлённо улыбается)
– Какой фестиваль ты считаешь самым интересным в плане «фаер-шоу» по России?
– «НОФ» (Прим. авт.: Всероссийский фестиваль огненных искусств в Ростове-на-Дону)и «Сибфест» ( Прим. авт.: «Сибирский фестиваль огня»). Не был во Владивостоке, но хотел бы посетить «Огни Востока»!
– Примеры твоего упорства и воплощения мечты стали стимулом для других людей? Тебе интересно быть учителем в огненном искусстве?
– Да, конечно! Много таких людей. Скорее не огненное искусство, а навык владения телом с инвентарём вкупе с огнём.
– Что бы ты мог посоветовать людям, желающим заниматься фаер-шоу, но боящимся это сделать в силу тех или иных обстоятельств?
– Быть терпеливым (улыбнулся и уверенно добавил) и всё получится!