Краткое содержание (читается за 5 минут)
Жил в Риме один богатый и знатный человек по имени Евфимиан. Трепетно соблюдал он Божьи заповеди, помогал сиротам и вдовицам, нищим и недужным, странникам и паломникам. Была у него жена по имени Агласия, она тоже была благоверной и жила, соблюдая Божьи заповеди. Но был у неё недуг – была она бесплодна и каждый день молилась, прося Бога дать ей ребенка. Наконец, её мольбы были услышаны, у Евфимиана и Агласии родился сын Алексий.
Ребенок рос очень умным, он изучил всю грамматику, церковные правила и немного риторику. Когда же настало время жениться, родители нашли ему невесту царского рода, с которой он обвенчался в церкви Святого Вонифатия. Отведя жениха в брачную спальню, все отправились веселиться. Алексий же, войдя к своей обрученной, отдал ей кольцо, завернутое в персидский шелк и сказал: “Възми и съхрани, и буди Богъ межи тобою и мною, дондеже Господь изволит” [1]. Добавил он к своим словам что-то тайное и, взяв из сокровищницы часть своих богатств, покинул Рим.
На корабле он отправился в Лаодикию Сирийскую. Там, сойдя с корабля и помолившись, он тотчас встретил погонщиков ослов, с которыми дошел до сирийской Эдессы, где находится нерукотворный образ Иисуса Христа, некогда подаренный им самим эдесскому царю Авгарю V Укамме, мучимому неизлечимой болезнью. Войдя в город, Алексий продал всё своё имущество, раздал деньги нищим, облачился в бедные одежды и стал просить милостыню на паперти церкви Пресвятой Богородицы. Там он постился от воскресения до воскресения, а всю полученную милостыню он отдавал другим.
Евфимиан велел своим слугам разыскать сына. Не сумев найти Алексия в Риме, они отправились в Эдессу, где встретили его, но, не признав, лишь подали милостыню и пошли дальше. Так и вернулись они в Рим ни с чем.
Семнадцать лет провел Алексий на паперти церкви Святой Богородицы, чем и угодил Богу. Святая Богородица явилась во сне пономарю той церкви и сказала: “Въведи человѣка Божиа въ церковь мою, яко достоинъ есть царства небесьнаго, яко миро бо добровоня молитва его есть и якоже вѣнець на главѣ цесареви, тако почиваетъ Духъ Святый на немь. И яко же солнце сияетъ въ всь миръ, тако просияетъ житие его прѣдъ ангелы Божии” [2]. После неудачных поисков пономарь обращается с молитвой к Богородице. Она вновь является пономарю и говорит: “Убогый сѣдя прѣдъ двьрьми цьрьковными, тъ есть человѣкъ Божий” [3]. Вновь вышел он на паперть, взял Алексия за руку, ввел в церковь и с той поры служил ему исправно.
Быстро по всей Эдессе пронеслась молва о человеке Божием. Узнав об этом, Алексий бежал в Лаодикию, где сел на корабль, плывущий в Тарс, Киликия. Но волею Божьей корабль был подхвачен сильным ветром и прибыл в Рим.
Алексий решил придти в дом своего отца и жить там безымянным странником. Евфимиан радушно принял его и даже велел построить страннику хижину рядом со своим домом. Но жизнь Алексия не была сладкой: слуги постоянно мучили его, избивая и обливая помоями. Но человек Божий принимал все издевательства терпеливо и даже с радостью.
Семнадцать лет прожил Алексий неузнанным. Однажды Господь Бог изъявил волю взять у него исповедание о себе. Тогда Алексий взял пергамент и чернила и описал всю свою жизнь.
В один из воскресных дней после святой литургии все люди в церкви услышали голос, исходящий ил алтаря, который сказал: “Поищѣте человѣка Божия, да помолитъся за миръ. Свитающю же пятъку, исходить от телесе своего” [4]. В четверг вечером все собрались в церкви Святого апостола Петра, моля бога, чтобы он явил им человека Божия. Тогда из алтаря вновь раздался голос и изрек: “Въ дому Еуфимияни, ту есть тѣло его” [5]. Когда все поняли, что человеком Божиим может быть странник, которого приютил Евфимиан, было уже слишком поздно. Войдя в его хижину, все увидели, что он мёртв. А Евфимиан увидел, что в руке у этого человека была зажата рукопись.
Тогда цесари Гонорий и Аркадий приказали соорудить ложе и половить туда тело святого. После просьб людей, тело выпустило рукопись, и содержание грамоты было оглашено всей толпы. После прочтения цесари и Архиепископ велели принести одр в центр Рима, чтобы все горожане могли прикоснуться к нему. И сколько бы больных и калек не подходило к телу – все исцелялись. Гонорий, Аркадий и Архиепископ, лицезревшие все эти чудеса, сами взяли носилки с телом и понесли их, дабы осветиться прикосновением к телу человека Божия. Евфимиан шел, держа за руку мёртвого сына, стонал и бил себя в грудь. Мать и невеста Алексия шли рядом, скорбя и рыдая.
Когда тело, наконец, принесли в церковь Святого Вонифатия, Цесари велели создать для него золотую раку с драгоценными камнями и бисером. В 17 день июля тело человека Божия Алексия погрузили туда и 7 дней совершали поминовение.
С божьей благодатью, из раки излилось благовонное миро, и все болящие и недужные бросились набирать его в сосуды и мазаться им, восхваляя Отца, и Сына, и Святого духа, единого Бога истинного.
[1] “Возьми и сохрани, и да будет Бог меж тобою и мною до той поры, пока Господь изволит”
[2] “Введи в церковь мою человека Божия: достоин он царства небесного, ибо молитва его, как миро благоуханное, и, как цесарев венец на голове, почивает на нем Дух Святой. И как солнце сияет для всего мира, так просияет житие его пред ангелами Божьими”
[3] “Убогий, сидящий у дверей церковных, это и есть человек Божий”
[4] “Поищите человека Божия, да помолится за мир. На рассвете в пятницу покинет он тело свое”
[5] “В доме Евфимиана тело его”
История
Существует множество версий легенды о человеке Божьем. Самой древней является сирийская версия, сложенная в Эдессе, где святой начинал подвижничество (V-VI вв.). Греческая версия возникла в середине VIII в., а уже в XI веке появляется основанная на греческой латинская версия. Позже появились переводы греческой и латинской версий на другие языки.
На Руси житие Алексия человека божия известно с XI в. Самый древний текст сохранился в списке XII в. в составе “Торжественника”, включенного в пергаментный сборник “Златоструй”.
Особую популярность житие приобрело во время царствования Алексей Михайловича, второго русского Царя из династии Романовых, небесным покровителем которого был святой. Тогда же была составлена и издана Служба святому Алексию человеку Божию.
Вторая половина XII в. стала для Жития временем возникновения лучших литературных обработок, появления драматических произведений на житийную тему, украинской драмы «Алексий, Божий человек» (1672—1673), «Слов» Симеона Полоцкого, Лазаря Барановича, «Поучений» Стефана Яворского. К XVII в. традиционно относят также и сложение духовного стиха о св. Алексии человеке Божием, органически соединившего черты книжного Жития с фольклорными и былинными традициями.
География произведения
После внимательного прочтения текста Жития в глаза начинают бросаться некоторые несостыковки в географическом плане. Самой явной из них является момент с попыткой Алексия уплыть в Тарс, Киликия из Сирийской Лаодикии (ныне Латакия). Обратимся к карте. Он намеревался отплыть от места, отмеченного жирной черной точкой и попасть в область, отмеченную бордовым цветом. Но внезапно корабль был подхвачен сильным ветром, который перенёс судно к самому Риму. Рим отмечен на карте черной точкой. В связи с этим у читателя могут возникнуть логичные вопросы: "Как такое может быть?", "Сколько длился шторм?", "Почему корабль не разбился?", "Как провизии хватило на такое долгое путешествие?" и т.д. К сожалению, ответов на эти вопросы в тексте нам не удастся. Складывается ощущение, что первоначальный автор текста не сильно разбирался в расположении географических объектов и тонкостях мореплавания.
Ознакомиться с текстом можно по ссылке.