Найти тему

Реставраторы ЧОУНБ познали тайны переплетчиков прошлого

Работа над «Маргарит» (с греч. переводится как «жемчужины») - византийским и древнерусским сборником слов Иоанна Златоуста, продолжается уже более 3 месяцев.

Книгу, которая теперь хранится в редком фонде ЧОУНБ, можно отнести по типу переплета и печати к концу XIX века, точного года издания она не имеет. Она состоит из более 600 страниц, блок сшит на шнурах и находился в цельнокрытом кожаном переплете на дубовых крышках. На передней и задней крышке просматривается изящное блинтовое тиснение, однако при детальном рассмотрении поверхности кожи были обнаружены также и следы золочения, которыми, вероятно, были выделены некоторые элементы узора. На корешке, частично обрушенном, просматривается название книги – «Маргарит».

Блок до реставрации был не поврежден, однако переплет претерпел сильные удары времени (что еще раз доказывает, как важен качественный переплет в книгах). Кожа сильно истерлась и местами осыпалась, отчего переплет потерял часть тиснения с растительным мотивом. Задняя деревянная крышка была проломлена напополам. Замочки, важный элемент конструкции – отсутствовали, ответы (так называют места, куда крепится замочек) сохранились, однако один был поврежден, его дальнейшее сохранение было нецелесообразно.

Когда мы впервые увидели книгу, пережившую две войны, перемещения, штабели, воинствующий атеизм и прочие невзгоды, лежавшую перед нами в плачевном состоянии, однако идеально сохранившую самое главное – свой текст, мы с коллегами приняли решение бросить все силы на изучение восстановления латунных замков в старинных переплетах.

В реставрации не бывает так: просто взял и сделал, как тебе хочется. Прошли месяцы изучения конструкций книг того века. Как это делали? Как это крепили? Зачем крышки сточены вовнутрь? На все эти вопросы предстояло ответить научным книгам и коллегам-экспертам по реставрации из Москвы. Каждый элемент, форма и крепление имеют смысл: создавая в прошлом книги, переплетчики не просто помещали блок в обложку, они создавали произведение искусства, прочное, крепкое, такое, которое может пройти сквозь века и донести потомкам религиозные сведения.

Если с блоком «Маргарита» было все более-менее ясно, то с замочками вышла заминка. Как их делают не знал никто из реставраторов ЧОУНБ. Во время обучения в РГБ (г. Москва) мастер по изготовлению замочков и креплений отказался передать знания специалисту РЦКБФ, назвав это «не женским делом». Тогда мы почувствовали себя отстраненными от ценной информации.

Однако, в тот же год еще один специалист из Уральского региона обучался в РГБ на курсах повышения квалификации – Максим Малых, и его посвятили во все тонкости изготовления латунных замочков церковных книг. В 2019 году мы обратились к нему с просьбой провести для нас индивидуальное обучение, и очень обрадовались, получив положительный ответ. Работа планировалась обширная и непростая.

С начала 2020 года мы начали активную подготовку к самому важному событию в РЦКБФ за годы многолетней практики. Обучение изготовлению латунных замков приблизило нас к «золотой верхушке» реставрации. Такие знания являются уникальными, редкими, узкоспецифическими. Повышение квалификации было финансировано по проекту «Развитие деятельности Регионального центра консервации библиотечных фондов» МК Челябинской области.

Наш промышленный город (и спасибо ему) богат на цветные металлы, посему мы без труда нашли желаемое – лист высококачественной латуни 2 мм толщиной. Попутно приобретались инструменты разных калибров: от ножовки по металлу до надфилей нескольких форм и размеров. Мы ждали нетерпеливо, и в год пандемии очень сильно переживали, не перечеркнет ли все планы всеобщий рост заболеваемости.

Удача была на нашей стороне и вот, дата назначена, специалист едет!

Наш коллега из Белинки Максим Малых обладает высоким профессионализмом, отзывчивостью и желанием помочь, поэтому как только он приехал мы сразу приступили к работе. Оценив все вместе степень повреждения переплета, мы составили плотный план реставрации, ведь у нас было всего 5 дней.

Первым затруднением была реставрация дубовых досок. Реставратор книг, на самом деле, очень разносторонний специалист, ведь при изготовлении книг используются отнюдь не только бумага и картон, но и дерево, ткань, металл, стекло и даже драгоценные камни. Со всем этим в идеале нужно уметь работать, знать свойства материалов и способы восстановления.

И кстати, почему именно латунные замки спросите вы? Почему не сталь или железо? Как известно, латунь это двойной или многокомпонентный сплав на основе меди, где основным легирующим компонентом является цинк. Свойства, за которые старинные мастера любили использовать этот металл при изготовлении книг, – это устойчивость к коррозии, пластичность при нагреве и относительно невысокая температура плавления. Однако одной из главных причин использования латуни была ее схожесть с золотом, вот почему часто на книгах часто отсутствуют замочки, их попросту крали, считая драгоценным металлом.

Но вернемся к крышкам. Самостоятельно восстановить их, даже имея в арсенале руки мужчины-профессионала мы не могли. Не было ни материалов, ни понимания как же это делается правильно. Мы обратились к нашим коллегам реставраторам из Челябинского государственного музея изобразительных искусств, и они с радостью согласились нам помочь. Виктор Чичиланов чаще всего реставрирует иконы, которые обрамляются деревом, поэтому ему были известны способы безопасного восстановления деревянных крышек книги. Мы с удовольствием послушали лекцию о свойствах дерева, узнали, что дуб восстанавливают дубом и ничем другим, что как и в реставрации книги важно использовать не токсичный клей и много другого.

Восстановив крышки мы вплотную подошли к самому важному – к замочкам. Максим рассказал нам, что если у книги отсутствуют замки, реставратор имеет право поставить на нее безликие, либо использовать формы, распространенные во времена, когда она была создана. Важно сохранить для потомков конструкцию и показать, как это было.

По шаблону мы вырезали образец замочка в натуральную величину, затем перенесли его очертания на латунь. Выпилили две пластинки с рисунком замочков, и тут началась настоящая искусная работа. Мы разделились: один замок делал мастер, а другой под его руководством я (как самый жаждущий заполучить эти знания и передать остальным человек). «А вдруг они будут разные?», – несколько раз задавала я вопрос Максиму. Однако он заверил нас, что незначительные различия не имеют значения, ведь в первую очередь это ручная работа, а она всегда не имеет острых четких линий как при отливке или изготовлении на станке.

Прикоснувшись впервые инструментом к латуни, я ощутила, что металл очень податлив, однако непрост. Одно лишнее движение рукой и можно лишить замок важного завитка. Внимательность, четкость движений, концентрация, сила предплечий и спины, все эти качества важны при работе с латунью.

При формировании замочка мы использовали гравер, придавая ему округлые линии, сверлом проделывали дырки под латунные гвоздики (да, даже гвозди должны быть латунными!).

Пока мы занимались замками, коллеги, огромное им спасибо, восстанавливали кожаный корешок и крышки, реставрировали форзацы.

Самым опасным моментом, на котором может все оборваться, является загиб крючка для скрепления с ответом. Ударишь чуть сильнее – и он сломан. И все придется начинать сначала. Латунь не терпит ошибок и резких движений.

Спустя 4 дня усердной работы мы держали в руках два хороших латунных замочка. Они блестели, как золото! Однако это продолжалось недолго, Максим сказал, что замки обязательно нужно «протравить», чтобы они выглядели старыми, иначе они будут бросаться в глаза и портить вид.

Перед травлением мы закалили латунь на плитке, прогрев ее докрасна. Латунь изменилась в цвете. Затем мы поместили замочки в специальный раствор. Поначалу ничего не происходило, но когда мы достали замочки на воздух, началась химическая реакция, и они «постарели» прямо у нас на глазах. Все удалось!

Далее мы присоединили замки к новым ремешкам, ремешки прибили к крышкам, ходили в редкий фонд библиотеки изучать старинные книги с целью понять, как крепилась кожа на книгах с замочками.

На данный момент реставрация находится в завершающей стадии, корешок сдублирован, замочки на месте, осталось восстановить утраты кожи на крышках, затонировать переплет и приклеить форзацы.

Отдельно скажу о том, что мы уже попробовали самостоятельно изготовить пару к имеющемуся замку книги конца XIX века «Апостол Тетр». Результаты более чем удовлетворительные. Свои силы в непростом деле опробовала на этот раз Татьяна Порядина.

Подводя итоги важно отметить, что работа была просто невероятной, слаженной, информативной, доверительной. Ведь не каждый мастер раскроет вам свой секрет изготовления уникальных вещей.

Я благодарю всех коллег отдела РЦКБФ за высокую организованность в период обучения, Максима Малых, специалиста, не отказавшегося передать нам редкие знания, а также Виктора Чичиланова из Челябинского государственного музея изобразительных искусств, за консультации и практическую помощь в восстановлении деревянных крышек.

Автор статьи: Татьяна Шапкина, заведующий Региональным центром консервации библиотечных фондов ЧОУНБ