Найти тему

Разрушаем миф: легенда о «пальце императора» и повороте ровной железнодорожной линии.

Оглавление

Кто виноват в странном объезде железной дороги Москва - Санкт-Петербург?

Легенда гласит, что царь Николай I был настолько одержим контролем, что лично наблюдал даже за строительством железной дороги. Когда он планировал первую железнодорожную ветку между Москвой и Петербургом, он с помощью линейки начертил на карте линию. Но карандаш прилип к пальцу, которым император держал линейку, и начертил на карте изгиб. Опасаясь гнева императора, чиновники оставили изгиб и проложили рельсы точно так, как их нарисовал Николай.

-2

Похожий анекдот есть о Сталине и строительстве Транссибирской магистрали, и даже о Петре Великом и строительстве дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. В любом случае, пора разрушить этот миф!

Рецепт катастрофы

Знаменитый поворот маршрута проходил у села Веребье Новгородской области. Сначала железная дорога здесь была идеально ровной, но это доставляло огромные проблемы.

-3

При прокладке путей по прямой возможны большие перепады высот, но в данном случае они были действительно огромными: станция Мстинский стоит на высоте 79 метров над уровнем моря, а следующая станция Торбино уже на 192 метра, так что между ними очень крутой 21 километр. Холм, по которому составы с трудом поднимались (и спускались). Во время спуска перегревались тормоза и поезда из Москвы не могли остановиться на станции Мстинский мост. Однако поездам из Санкт-Петербурга в Москву не хватало мощности для подъема на холм, поэтому вагоны приходилось отсоединять и тащить с холма по отдельности.

-4

В феврале 1852 года, через три месяца после открытия железной дороги, произошла авария. На станции холм был настолько крутым, что вагоны просто сбегали с холма. В одном поезде было столько вагонов, что их можно было спустить с холма только двумя частями, и когда локомотив врезался в холм со второй частью вагонов, первые, уже находившиеся на вершине станции, начинали движение вниз и врезались в локомотив и другие вагоны.

-5

Тем не менее, никаких мер не принималось до 1869 года, когда сгорела станция Мстинский мост. После этого инспекция пришла к выводу, что этот участок дороги слишком опасен и требует ремонта.

Как исчез "Императорский палец"

-6

И поэтому было принято решение построить поворот, который продлил маршрут на 5 километров. Старый мост через реку Веребья снесли, а на его месте построили железнодорожную дамбу, через которую протянули дорогу. Были добавлены две новые станции. Строительство было завершено в 1881 году, и так появился изгиб «императорского пальца». То, что Николай I умер 26 лет назад, не имело значения.

Сегодня вы больше не найдете «пальца императора» даже на карте. В частности, в 2000 году Министерство путей сообщения распорядилось о выравнивании всего участка линии для новых высокоскоростных поездов, которым для безопасности и скорости требовались прямые коридоры.

Вместо спасибо ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Будет еще много интересного;)

Источник https://si.rbth.com/zodovina!