Найти тему
AD Magazine Russia

Дом Наркомфина: история здания и уникальный процесс реставрации

Летом 2020 года вернулся к жизни дом Наркомфина — главный шедевр эпохи конструктивизма в Москве. Рассказываем об истории здания и уникальном примере реставрации.

“Я хотел создать прецедент”, — так начинает свой рассказ о процессе реставрации дома Наркомфина Алексей Гинзбург, внук Моисея Гинзбурга. Прецедент создать действительно получилось — вы вряд ли найдете реставрацию такого же уровня на территории России. Но сперва давайте углубимся в историю.

Фасадам дома Наркомфина вернули оригинальный цвет, и он наконец-то вновь стал похож на тот самый “дом‑корабль”.
Фасадам дома Наркомфина вернули оригинальный цвет, и он наконец-то вновь стал похож на тот самый “дом‑корабль”.
Стеклянный витраж в коммунальном блоке вернулся к первоначальному облику, а пространство между колоннами-опорами вновь стало частью парка дома Наркомфина.
Стеклянный витраж в коммунальном блоке вернулся к первоначальному облику, а пространство между колоннами-опорами вновь стало частью парка дома Наркомфина.

“Дом переходного типа” на Новинском бульваре появился в 1930 году как результат эксперимента архитекторов-конструктивистов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса. Гинзбурга всегда волновали вопросы планировки жилых комплексов, он посвятил этому множество теоретических трудов и несколько глав своей программной книги “Жилище”. Дом Наркомфина стал идеальным воплощением всех его идей, но, к сожалению, просуществовал он в таком виде совсем недолго. Первыми жильцами “элитного” дома были сотрудники Наркомата финансов, и в том числе его глава Николай Милютин, для которого Гинзбург создал отдельный особняк на крыше — по сути, первый советский пентхаус. Квартиры-ячейки разных типов были предназначены как для больших семей (ячейки типа K на втором и третьем этажах), так и для одиночек (ячейки типа F и 2F).

-3
-4

Одной из самых важных функций здания “переходного типа” по замыслу Гинзбурга была общественная. Поэтому там была устроена столовая, солярий на крыше, а пространство между колоннами должно было быть использовано для встреч и прогулок. По воспоминаниям жильцов дома, например Владимира Гинзбурга, отца Алексея Гинзбурга, столовой пользовались очень активно, и даже жители соседних домов приходили сюда на обед. Детский сад не был построен, но в коммунальном корпусе, прилегающем к основному зданию, организовали помещение для детских групп вместо спортивного зала. Чуть подальше, в прилегающем парке, стояло отдельное помещение самой современной прачечной. Все эти общественные пространства и коммунальные услуги были сосредоточены в доме для того, чтобы человек использовал свое свободное время для отдыха. Так видел себе Моисей Гинзбург не только дом нового типа, но и “человека нового типа” — современного и ­не обремененного бытовыми заботами.

Мастерская Моисея Яковлевича Гинзбурга в доме Наркомфина.
Мастерская Моисея Яковлевича Гинзбурга в доме Наркомфина.
Архивная фотография интерьеров коммунального блока.
Архивная фотография интерьеров коммунального блока.

Именно к этой идее вернули дом новые собственники и авторы проекта реставрации. Уже в середине 1930-х годов колонны-опоры, которые воспевал и активно использовал в своих проектах Ле Корбюзье, были заложены — там появились дополнительные помещения и жилые площади. Часть ячеек превратилась в коммунальные квартиры, жильцы сменяли друг друга на протяжении многих лет, и практически все, что проектировали авторы, начиная от цветовых схем интерьеров и заканчивая сложнейшими инженерными системами Сергея Прохорова, к началу 2000-х было утеряно, а здание пришло в аварийное состояние.

Аварийное состояние интерьеров в начале 2000-х в съемке Фрица фон дер Шуленбурга.
Аварийное состояние интерьеров в начале 2000-х в съемке Фрица фон дер Шуленбурга.
Архивная фотография южного фасада коммунального корпуса.
Архивная фотография южного фасада коммунального корпуса.

После многочисленных смен владельцев, эпохи креативных кластеров и йоги на крыше пришло время настоящей реставрации, которой занялись компания “Лига прав” во главе с Гарегином Барсумяном и архитектурное бюро “Гинзбург Архитектс”.

Для того чтобы достичь оригинального зеленого цвета стен, студенты реставрационного колледжа сняли семь слоев краски. Как будет использоваться коммунальный корпус, пока не ясно — это еще обсуждается.
Для того чтобы достичь оригинального зеленого цвета стен, студенты реставрационного колледжа сняли семь слоев краски. Как будет использоваться коммунальный корпус, пока не ясно — это еще обсуждается.
Стеклянный витраж в коммунальном корпусе полностью оригинальный, реставраторы лишь очистили и заново покрасили его тонкие профили.
Стеклянный витраж в коммунальном корпусе полностью оригинальный, реставраторы лишь очистили и заново покрасили его тонкие профили.
-11

Проект сделали за четыре года, и, как говорит Алексей, ничего, кроме Наркомфина, в эти годы в его жизни практически не было. Для того чтобы провести реставрацию такого уровня и превратить дом в объект элитной недвижимости, команде архитекторов и реставраторов требовалось провести огромный объем исследований. В первую очередь занялись инженерными решениями Сергея Прохорова и полностью восстановили их по оригинальным планам. Алексей оценивает этот пласт работ как самый сложный. Прохоров был абсолютным новатором для своего времени, он придумал “блоки Прохорова” — пустоты в межквартирных и междуэтажных перекрытиях, в которых прокладывали канализационные, водосточные и вентиляционные каналы. Архитекторам также удалось настоять на том, чтобы систему кондиционирования спрятали внутри, и она не портит облик здания.

Лобби дома Наркомфина. Архитекторы ставили перед собой задачу создать интерьер в стилистике 1920-х годов, но не делать имитацию оригинального лобби.
Лобби дома Наркомфина. Архитекторы ставили перед собой задачу создать интерьер в стилистике 1920-х годов, но не делать имитацию оригинального лобби.

Второй важнейший пласт работ был связан с цветовыми схемами. Их разрабатывал один из мастеров школы Баухаус Хиннерк Шепер вместе с Гинзбургом. Конечно, все эти цвета — голубой, желтый, зеленый, красный — были утеряны, и перед реставраторами стояла амбициозная задача буквально докопаться до правды: стены исследовали буром и слой за слоем двигались к оригинальному цвету. Весь процесс реставрации задокументирован, и жители дома и его посетители могут изучать его прямо сейчас.

Наглядный пример восстановления оригинальных цветовых схем — красный на потолке и голубой с желтым на стенах. На место также вернули ксилолитовые ступени.
Наглядный пример восстановления оригинальных цветовых схем — красный на потолке и голубой с желтым на стенах. На место также вернули ксилолитовые ступени.
Законсервированные следы истории на перилах.
Законсервированные следы истории на перилах.

Алексей Гинзбург настоял на том, чтобы на стенах остались незакрашенные куски — “культурные слои”, которые в конечном итоге привели реставраторов к первоначальному варианту, воссозданному как в общественных зонах, так и в некоторых квартирах. К счастью, девелопер проекта “Лига прав” абсолютно разделяет этот подход к реставрации. Именно на таких “кусочках истории” и строится это еле уловимое ощущение того, что обновленный дом Наркомфина — это живой памятник архитектуры, в котором бережно и с любовью восстановили все трещинки, законсервировали царапины на перилах, очистили дверные ручки квартир и воссоздали дух времени. “Я все время боялся ощущения новодела, это было для меня настоящим наваждением”, — так описывает свои эмоции Гинзбург.

Коридоры — “горизонтальные артерии” здания. Двери ячеек типа F исторически были покрашены в белый и черный цвета, так различались входы в нижние и верхние ячейки соответственно.
Коридоры — “горизонтальные артерии” здания. Двери ячеек типа F исторически были покрашены в белый и черный цвета, так различались входы в нижние и верхние ячейки соответственно.
-16
-17
-18
-19

Важным достижением реставраторов стала восстановленная система сдвижных окон. Архитекторы заново отлили железобетонные неподвижные рамы и отреставрировали уцелевшие подвижные деревянные, все это сложилось в аутентичную ленточную систему остекления, задуманную Гинзбургом. Удалось сохранить даже некоторые ручки, а новые отлили по их образцу на производстве.

Деревянные оконные рамы и реплики оригинальных ручек.
Деревянные оконные рамы и реплики оригинальных ручек.
-21

“Мы подняли культуру реплик на новый уровень”, — с гордостью заявляет Алексей Гинзбург. В доме Наркомфина они действительно достойны отдельного упоминания. Новые чугунные радиаторы изготовлены на том же заводе в Егорьевске, что и оригинальные радиаторы в 1930 году, светильники в общих зонах и коммунальном корпусе выполнены по фотографиям того времени, а новые дверные ручки органично блестят на белых и черных полотнах дверей.

Те самые “кусочки истории”, по которым виден процесс реставрации. Гинзбург решил специально оставить открытым кусок камышита, который использовался для утепления перехода в коммунальный корпус, чтобы окончательно развеять все мифы по поводу низкого качества использованных Моисеем Гинзбургом материалов.
Те самые “кусочки истории”, по которым виден процесс реставрации. Гинзбург решил специально оставить открытым кусок камышита, который использовался для утепления перехода в коммунальный корпус, чтобы окончательно развеять все мифы по поводу низкого качества использованных Моисеем Гинзбургом материалов.
-23
-24

Об интерьерах квартир-ячеек тоже позаботились. Гарегин Барсумян и Алексей Гинзбург сошлись во мнении, что новые жители должны въезжать в полностью готовые интерьеры, добавляя в них только мебель и декор. Во всех квартирах есть современные кухни, санузлы с оригинальной метлахской плиткой, а также система “умный дом”. История закольцевалась, и элитный дом для современного человека Моисея Гинзбурга вновь стал таким — уже для нового поколения своих обитателей.

-25

На крыше тоже провели исследование культурных слоев и нашли элементы оригинальной плитки 1930 года, по образцу которой произвели реплики. Функцию солярия крыше вернули.
На крыше тоже провели исследование культурных слоев и нашли элементы оригинальной плитки 1930 года, по образцу которой произвели реплики. Функцию солярия крыше вернули.
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34

Фото: Ольга Мелекесцева; Fritz Von Der Schulenburg/архив AD; Архив Дома Наркомфина