Если ты одиночка, то оставшись один ты испытаешь радость и облегчение. Ну да, само собой. Только нигде не читал и не слыхал, что будет потом. Одиночки они ведь, как я подозреваю, не все одинаковые. Есть же к примеру отшельники в скитах, живут себе пол жизни в одиночестве и оно их не тяготит. По крайней мере так кажется со стороны. А есть такие, которым достаточно просто иметь запирающуюся дверь в собственную комнату в квартире в центре мегаполиса...
Месяц в жизни городского, да и сельского человека это разве срок? Тут года бегут не успеешь оглянуться, а месяц пролетает как мгновение. Наверно это из за повседневности и рутины. В тайге рутины нет. Все воспринимается особенно остро, любое событие, наблюдение. Сколько слов мы говорим друг другу ежедневно? Сколько наш мозг получает нужной и бессмысленной, не обязательной информации? В тайге голова освобождается от этого, а информация которой снабжают уши, глаза и нос дополняется разве что лаем собаки. А ночью приходят ОНИ! Мысли. К концу ноября я спал через раз. Ночь спишь, ночь валяешься и думаешь. Ну к примеру так - "А что если я вернусь в поселок, а там никого нет?" Эта мысль в последние дни моего одиночества стала навязчивой. К тому же в радиоприемнике сели батарейки. После долгого молчания попробовал запеть как то вечером... Слова показались в этой обстановке абсолютно неуместными и чуждыми. Назло себе вышел из зимовья наружу, чтобы как следует крикнуть от души -Э-ге-ге-ге-ге-е-ей! Вышел, набрал побольше воздуха в легкие, тут же задохнулся от накатившего смеха, передумал кричать ушел назад восвояси. Только на собаку глянул, - Ничего,мол, Белка, погоди, скоро узнаем остался ли там еще кто нибудь в мире... Вот вам и одиночка...
река Тыль в среднем течении.
Итак, заканчивался ноябрь, 3го декабря мне надо было выходить на службу и все подрасчитав вышел я на последний обход путиков в верх по реке. Мороз окреп, градусник показывал -23. река не замерзала. Эта упрямая и опасная горная река имеет такой силы течение, что стоя на берегу слышно как по дну ее катятся камни, а при форсировании стоит только зайти в воду выше колена начинает сбивать с ног. Пока ходили с отцом переправлялись взявшись за руки, одному стало тяжелее. (Даже в нижнем течении у побережья Охотского моря река Тыль не растрачивает своей энергии, не раз переворачивала она КАМАЗЫ и Уралы на переправе, не раз там гибли люди. Там же при переправе утонул и один из друзей моего детства...Было их пятеро на заглохшем посреди реки вездеходе. Прыгнули в воду пятеро, выплыли на берег двое...) Ну, поскольку по пути до верхнего зимовья мне надо было пересечь р.Тыль три раза я надел болотники. - "Холодновато конечно, думал я, но наст крепкий, на лыжах домчу влёт, к тому же капканы настораживать больше не надо, только собрать добычу, минимум времени". Взял с собой полторашку соляры для лампы на верхнем зимовье. Благо, что там горючего не осталось практически. Почему благо? Да потому, что эта полторашка соляры спасла мне ноги! А следовательно с большой долей вероятности и жизнь. Что бы я делал там с отмороженными ногами? Когда меня начали бы искать? Ну да, через два-три дня скорее всего, но их еще надо было прожить.
Первый брод через Тыль был практически возле базы. Место было не глубокое, преодолел довольно быстро, но без спешки. Надел лыжи и побежал. Через пол часа ступни начали леденеть. Еще минут через 15 я остановился в нерешительности. -Так не пойдет. Слишком холодно ногам. Назад? Но потом не останется времени сходить вверх, значит не соберу добычу, не закрою капканы. И любом случае необходим костер прямо сейчас. Разожгу, погреюсь решу что делать. Ломаю лапник, несколько пучков сухой травы. Огонь начинает разгораться. Скидываю болотники, портянки, ноги в носках засовываю чуть ли не в огонь. Тепла не чувствую, слишком медленно разгорается огонь. "Соляра!" приходит радостная мысль. Достаю из рюкзака бутылку и подливаю в огонь. Тепло! Пока грел ноги решил идти дальше. Решил просто не дожидаться до крайности, а почаще останавливаться и жечь костер. Решено. Пора идти. Дни стали короткими, а в гористой местности в 4 часа дня солнце уже скрывается и начинаются сумерки. Вторая переправа была всего километров за 5 до зимовья, а третья считай на месте назначения, там только перейти, да зайти в лесок, там и пункт назначения. Вот эта самая вторая переправа и оказалась самой вредной для здоровья. Отмахав отрезок пути от очередного костра до этой самой переправы решаю- перейду и сразу костер. Лезу в воду. Место достаточно широкое, вода настолько прозрачная, что возникает обман зрения, кажется мелко. Нет, не мелко, а постоянного брода нет, с таким течением рельеф дна меняется довольно быстро. Где то к середине форсирования понимаю, что ноги снова превращаются в ледышку. Но спешить нельзя, не дай бог оступиться. В лучшем случае намокнешь, в худшем... Насквозь мокрым на морозе... Бр-р-р-р! Перешел конечно. И костер развел, но почуял уже что обморозился. Оно, ощущение это знакомо всем северянам, нос то, уши или щеки чтоб не обморозить редкий год бывает.
Последний костер я топил глядя на избу, которая находилась в 30 метрах. Можно было потерпеть? А пока откопаешь дверь, снимешь ведро закрывающее сверху трубу, растопишь буржуйку, да пока она нагреется... Нет, не вариант. Вечером, сидя в тепле я беспомощно глядел на левую ногу, на ступне которой от пятки до мизинца красовался большой водянистый пузырь. Как идти обратно? Теплая обувь на базе. Как идти на такой ноге потом еще 100 км вниз в поселок? Признаюсь я начал себя жалеть. В зимовье была оленья шкура, начал мыслить как соорудить из нее нечто похожее на обувь. Покрутил шкуру в руках. Она дубовая как доска, выделана так чтобы только спать на ней можно было, мягкости никакой. Отказался от этой затеи. Ничего в итоге не решив поел и уставший провалился в сон. Утром высунув нос наружу не поверил своим глазам! Оттепель, пасмурно. Снег не идет слава богу. На градуснике всего минус восемь. Надрезал волдырь на обмороженной ноге (пардон за подробности) натянул болотники и ходу по свежей вчерашней лыжне на базу. И все сделал и капканы закрыл. Дошел до базы чуть после полудня.
(думаете на этом мои мытарства закончились? Как бы не так! Читайте третью, часть если интересно. Напоминаю, это не художественное произведение, а описание имевшего место быть случая)