Безусловно, любая наука должна развиваться и совершать такие открытия, которые помогут лучше понять не только наш мир, но и, возможно, всю Вселенную. Но, как и везде, человек должен знать меру и помнить, что он – не всесилен и имеет столько же власти, сколько бактерия в его пробирке. Проблема людей заключается в том, что дай им волю, возможность, они могут насовершать таких делов, что последствия приходится разгребать другим. Такой посыл лежит в научно-фантастическом фильме ужасов «Живое».
Синопсис Недалекое будущее. Группа астронавтов участвует в важной космической миссии на международной космической станции. Их цель – изучение образцов грунта, доставленных специальным космическим аппаратом прямиком с Марса. В процессе ученые обнаруживают одноклеточный организм, который становится первым неопровержимым доказательством внеземной жизни. Спустя время организм вырастает в агрессивную и смертельно опасную особь, которая по неудачному стечению обстоятельств вырывается из лаборатории, убив одного из членов экипажа. Теперь у выживших основная задача – не только убить иноземную тварь, но и в принципе не допустить саму возможность её попадания на Землю.
Игра актёров Один из залогов популярности фильма – его яркий актерский состав. Примечательно то, что такие голливудские звёзды, как Джейк Джилленхолл, Райан Рейнольдс и Ребека Фергюсон оказались в одном кадре в фантастическом ужастике про пришельца. Но при этом актеры сыграли уникальных по-своему персонажей, обладающих независимым характером и олицетворяющим определенные образы. Так, Джейк Джилленхолл сыграл роль доктора Дэвида Джордана, который из всех персонажей дольше всех прожил на станции. Однако его поступок вызван не стремлением поставить рекорд или доказать окружающим силу воли, а полным разочарованием в человечестве как таковом, от которого герой пожелал скрыться далеко в космосе. Ребекка Фергюссон исполнила роль доктора Миранды Норт, довольно сложно человека, в котором постоянно происходит противопоставление между научными знаниями и общечеловеческой этикой. С одной стороны, героиня строго следует протоколам, потому что так можно обеспечить безопасность не только экипажа, но и живущих на Земле людей. С другой, ей не без труда приходится принимать, что это принципиальное следование правилам идет вразрез с нормами морали, когда на кону стоит человеческая жизнь. Райан Рейнольдс хоть актер и с большой буквы, но здесь ему была выделена второплановая роль самоуверенного и немного легкомысленного инженера Рори Адамса, который своими качествами жестоко поплатился. Конечно, можно вспомнить об участии Эриона Бакаре, Хироюки Санада или белорусской актрисы Ольги Дыховичной, исполнившей роль командира миссии Екатерины Головкиной, которая, к счастью для фильма (что удивительно в контексте американского кино) не имела тех стереотипных качеств, которые зачастую приписывают русским в западных кинолентах. Напротив, её героиня – прагматичная женщина с сильной волей, порядочной душой и добрым сердцем.
Режиссура Несмотря на яркий актерский состав, фильм имеет некоторые огрехи по части режиссуры. Однозначно чувствуется, что фильм явно вдохновлен культовым «Чужим», в котором экипаж космического корабля также был вынужден иметь дело с кровожадным чудовищем внеземного происхождения. Здесь эта тема развивается в научном русле и с глубоким философским подтекстом. Проблема же фильма заключается в том, что режиссер Даниэль Эспиноса упорно пытался снять фильм ужасов, но фильму явно не хватает необходимого саспенса и пессимистичной обстановки. Дело в том, что герои фильма не вызывают ожидаемого сочувствия и к тому же по ходу развития совершают действия, которые заведомо обрекают их на столкновение с пришельцем. Да и в целом «Живое» опытному зрителю не без причины может показаться предсказуемым, поскольку общая идея фильма движется по знакомому трафарету, из-за чего ты уже наперед знаешь, чем что закончится.
Сценарий Опять же недостатков не избежал сценарий, основная проблема которого заключается в отсутствии оригинальности. Действие сюжета происходит на международной космической станции, где группа исследователей готовится к перехвату возвращающего с Марса модуля, на борту которого находятся образцы марсианского грунта. Тщательно подготовившись к заданию, герои захватывают аппарат и получают свой ценный груз. Во время изучения образцов ученые обнаруживают одноклеточный организм, который при помощи манипуляций с температурой и составом микроатмосферы им удается пробудить. Существо нарекают «Кельвином». С изучением «Кельвина» герои делают удивительные открытия: во-первых, с поразительной быстротой из одной клетки «Кельвину» удалось вырасти с полупрозрачную особь; во-вторых, каждая его клетка оказывается одновременно и мышцей, и мозгом, и глазом. В-третьих, «Кельвин» оказывается крайне смышленой и агрессивной особью, которой сначала удается вырваться из лаборатории, убив одного из членов команды, проникнув через рот к нему в организм, а потом выпотрошив изнутри. В общем по всем показателям особь представляет угрозу не только для экипажа, но и для человечества, поскольку его биологические показатели позволяют ему выжить в любой среде, но при этом вынуждают питаться органикой, коей являются люди. В итоге остальная часть сюжета представляет собой отчаянную попытку героев победить «Кельвина», в сражении с которым они один за другим терпят неудачу, и теперь им предстоит использовать смекалку и знания, чтобы при помощи науки, благодаря которой они помогли «Кельвину» появится, заставить его вернуться туда, откуда он пришел.
Итог В принципе «Живое» как сай-фай хоррор весьма не дурен. Всё-таки здесь есть идея, есть сюжет, есть элементы ужасов. Проблема фильма заключается в отсутствии оригинальности. Во время просмотра ты буквально знаешь наперед, что произойдет с тем или другим персонажем, и чем в принципе закончится вся эта история. Но при всей банальности нельзя не отметить художественную и техническую составляющие, поскольку в плане визуальных эффектов, виражей, сделанных оператором, звукового и музыкального оформления фильм всё же сумел оставить после просмотра и положительное впечатление.