Да, может. Такая способность заложена у них с рождения. Это видно по новорожденным в роддомах, которые засыпают даже если мамы сразу нет рядом (например после КС). Конечно, для того чтобы малыш заснул, его не должно ничего беспокоить. Если были сложные роды, то нервной системе ребенка требуется больше времени для адаптации.
Самостоятельное засыпание - это не значит бросить ребенка одного в комнате и ждать засыпания любой ценой. Я имею в виду, что ребенок засыпает тогда, когда его физиологией это предусмотрено без каких-либо специальных условий. Например, малыш может уснуть лёжа в своей кроватке/коляске находясь в одном пространстве с родителями, другими детьми без груди и укачиваний. Очевидно, что для ребенка это не является стрессом.
Есть различные методики обучения СЗ. Но сейчас речь не о них. Любой физиологический процесс в сочетании с внешними обстоятельствами - это образование и поддержание нейронных связей. Поскольку мы выяснили, что способность к СЗ у новорожденных существует, то нам нужно ее поддержать и закрепить. Так как просто наличия нейронной связи недостаточно, чтобы организм действовал по ней свободно, она должна превратиться из тропинки в магистраль. Какие магистрали появляются у ребенка, формирует мама. Очень часто мамы говорят: "мой ребенок спит только так". Это вполне логично: если ребенок в течение первого месяца жизни привык засыпать только в комнате или на руках у мамы, а потом его первый раз посадили в слинг или автолюльку, то у него будет сопротивление засыпать там. Магистраль уже создана, зачем идти по неизвестной тропе?
Поэтому первый важный нюанс: в режиме сна ребенка мы ориентируемся в первую очередь не на место или условия засыпания, а на физиологию сна и бодрствования ребёнка, согласно его возрасту и состоянию. Лучше всего, если это будет разнообразие или набор определенных ритуалов, выбранных семьёй в соответствии с их образом жизни, которые будут попеременно использоваться с рождения. Например, утренний сон в кроватке, дневной в коляске/слинге, на ночь на руках у мамы. Также эти способы могут быть взаимозаменяемы.
Условия для сна младенца минимальны : ему должно быть тепло (но не жарко), он должен быть не голоден, нет гигиенического дискомфорта и у него ничего не болит. Переход в сон - это переключение симпатической НС на парасимпатическую. К моменту переключения он должен быть накормлен, переодет, и т п и лежать в кроватке или другом месте. Если момент пропущен, то тогда ребенку сложнее уснуть, НС перевозбуждена и придется применять дополнительные способы укладывания. *** На всякий случай оговорюсь, что СЗ в моей интерпретации не исключает традиционных ритуалов сна для малыша: мамины ручки, колыбельные, качание в кроватке и прочие важные для развития ребенка вещи. Основной смысл, чтобы не было прочной привязки к одному конкретному ритуалу и ребенок мог уснуть где угодно, когда подошло время. Это здоровая реакция сбалансированной НС.
Ну и самое важное - секретный ингредиент, без которого никакие схемы не работают - мамин интуитивный контакт со своим ребёнком, который с каждым днём даёт больше понимания. За один пост невозможно рассказать все нюансы, цель была обозначить основные направления и поделиться опытом и понимаем физиологии.