Почему-то мы считаем, что образ честного, разумного, бескорыстного чиновника в любых кругах российской власти – это только несбыточный идеал, о котором можно разве что грезить подобно несчастному герою «Горя от ума», безнадежно провозглашавшему правду и порядочность среди лжецов и мздоимцев. Но на самом-то деле были такие люди, долго и плодотворно трудившиеся в чиновном аппарате Российской империи и не перемолотые в пыль ни придворными лизоблюдами, ни личным монаршим гневом, ни пресловутой «безжалостной государственной машиной». Именно к числу таких людей относился Иван Владимирович Лопухин (1756-1816). По роду своему он приходился внуком двоюродному брату первой жены Петра I – Евдокии Лопухиной. По собственным личным склонностям он состоялся как философ, издатель, видный представитель масонства, благотворитель. А на государственной службе достиг чина действительного тайного советника и должности сенатора, причем отнюдь не угождением воле тех, под чьим началом служил, а разумным и честным отношением к делу, умением высказать и отстоять свою здравую точку зрения. Еще только начиная службу, он морально урезонил гонение на нищих, объявленное московским главнокомандующим и сенатором князем А.АПрозоровским: «…Кстати, о милостыне. Странно, как очень многие против нее умствуют. Главная тому причина, кажется, оправдание своего нехотения подавать ее».
Служа в Москве, Иван Владимирович сблизился с Николаем Новиковым, общался и с другими просвещенными деятелями его уровня, много размышлял о нравственной жизни человека, не отрываясь в своих размышлениях от реальной жизни, основал типографию и стал издавать мистическую и религиозную литературу, хорошо разбираясь в направлениях интеллектуальной жизни Европы и России. Реакция императрицы Екатерины II на выход в свет «Путешествия из Петербурга в Москву» прервала карьеру философа и чиновника Лопухина. Но взошедший на трон Павел вернул отставного советника на службу с большим повышением, на должность статс-секретаря. И был доволен им – вплоть до того, что дважды принял от него возражения! Затем Лопухина перевели в Сенат, проводить ревизии в различных губерниях. Этой деятельностью он заслужил благодарность и от Павла, и от Александра I. В конце концов, Лопухин вернулся в Москву, которую покинул во время пожара 1812 года одним из последних горожан.
Жизнь и деятельность Лопухина были высоко оценены А.И. Герценом, который издал его «Записки» в Лондоне, и историком В.О.Ключевским, написавшим к тому изданию предисловие: «Как будто проясняется что-то в нашем XVIII веке, когда всматриваешься в этого человека, который появлением своим обличает присутствие значительных сил, таившихся в русском образованном обществе того времени. Он умел лучшие движения души человеческой переработать в простые привычки и ежедневные потребности своего сердца». И вследствие этого – «служить был рад», без «прислуживаться тошно». Как именно он это делал – обо всем расскажет книга, переизданная в наше время.
Лопухин И.В. Записки из некоторых обстоятельств жизни и службы действительного тайного советника и сенатора И.В. Лопухина, составленные им самим. С предисловием Искандера /предисловие, комментарии Т.И.Балакиной. – Москва: Государственная публичная историческая библиотека России, 2019 г. – 254 с. (Вглядываясь в прошлое).
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.