Найти тему
С.Н. Лазарев

Что такое настоящая духовность, и кто такой духовный человек?

С четвертого ряда поднимается молодая женщи­на и рассказывает свою историю:

— Я давно читаю ваши книги, но испытание, на­верное, не прошла и поэтому разошлась с мужем. Сейчас живу одна и воспитываю маленькую дочь, мне очень тяжело. Я хочу развивать свою духов­ность, но у меня совершенно нет времени. Я чув­ствую себя в безвыходном положении, у меня начи­нается депрессия. Я хочу оставить дочь и уйти в мо­настырь. Скажите, могу я это сделать?

Я понимаю, почему она разошлась с мужем. Женщина, которая поклоняется духовности, про­стить мужчину не может. Все, чему мы поклоняем­ся, должно быть вечным и незыблемым. Поклоня­ясь духовности, мы поклоняемся совершенству, и любое отклонение от идеала, любая несправедли­вость не оставляют нам шансов сохранить любовь и снисходительность.

Я в упор гляжу на женщину и понимаю, что го­ворить ей, что у нее зацепленность за идеалы, бес­полезно, что у нее исковеркана картина мира, что в ее модели мира понятие любви заменено понятием духовности. Возникает пауза. Весь зал смотрит на меня, ожидая, что я скажу.

— А что такое духовность? — обращаюсь я к женщине.

Она недоуменно молчит. На самом деле, думаю я, она не стремится к духовности. Она просто хочет уйти от болевой ситуации. Ей тяжело жить, она со­здала себе красивую и удобную модель — справед­ливый и красивый мир духовности. Предположи­тельно это монастырь, там будет легче. Ее внутрен­нее поклонение духовности — это жажда уйти в красивый, чистый, бесконфликтный мир; она про­сто хочет быть в раю и презирает мужа и этот мир за боль, которую они ей причиняют. Она хочет кра­сивой и чистой любви без боли, страданий и изме­нений, она хочет, чтобы сердце только разжималось и никогда не сжималось.

Боль преодолевается устремлением к любви и Богу. Когда начинаешь видеть Божественное во всем и реагировать на любой дискомфорт вспышкой любви, тогда появляется энергия для преобразова­ния, воспитания этого мира, управления им. Она не научилась любить и просто хочет убежать от боли. Что делают монахи в монастыре? Работают, отре­шаются, ограничивая и сдерживая себя, молятся. Но она находится сейчас в таком же состоянии. Ей нужно работать, чтобы прокормить дочь. Ее воз­можности ограниченны, и нужно сдерживать себя во многом, а время для молитвы всегда можно най­ти. Она уже в монастыре, но не понимает и не хо­чет понять этого.

Окружающий мир — это точка приложения на­шей любви. Это возможность отдать энергию — люби, радуйся, молись! А духовность — это произ­водная от любви. После лекции я задал вопрос сво­им слушателям: каковы признаки духовного чело­века? И никто толком не смог ответить. Я начал по­могать:

— Может духовный человек быть жестким?

— Может.

— Может он быть жадным?

— Не может.

— Вот видите, одно качество мы уже нащупали. Может духовный человек ненавидеть?

— Нет, конечно.

— А обижаться?

— Тоже нет, духовный человек легче прощает, чем другие.

— А осуждать других духовный человек может?

Возникает пауза.

— Настоящий духовный человек не должен осуждать других, — с некоторой неуверенностью замечает один из них.

— А что такое настоящая духовность?

Опять повисает пауза.

— Духовный человек не только умный, но и мудрый, — подсказываю я. — А мудрость — это ум, соединенный с любовью. А может духовный че­ловек переедать?

— Нет, — хором отвечают все. — Наоборот, он ест меньше чем другие. Не зря говорят: святым ду­хом питается.

— А может духовный человек быть корыстным, привязчивым, завистливым?

— Конечно нет, — последовал незамедлитель­ный ответ.

— Давайте обобщим наши выводы, — предло­жил я. — Как правило, духовный человек является мудрым, то есть он видит причинно-следственную связь событий в окружающем мире. Он понимает связь между поступком и его последствиями, то есть духовный человек является мудрым и дально­видным. У него развито стратегическое мышление, то есть он видит последствия наших поступков в от­даленном будущем. Духовный человек ощущает единство со всеми людьми, поэтому для него невоз­можно унизить, оскорбить, предать другого. Духов­ному человеку свойственно бескорыстие. Он умеет жертвовать, сдерживать свои желания, заботиться о других. Духовный человек может быть жестким и принципиальным, отстаивая свою любовь и нрав­ственность, не идя на поводу у других. Попробуем обобщить все эти моменты.

Человек, преодолевший зависть, жадность, по­клонение еде и сексу, — это человек, уменьшивший свою зависимость от окружающего мира и от своего тела. Как добиться уменьшения этой зависимости? Жертвуя и воздерживаясь. Чтобы абстрактно мыс­лить, нужно отрешиться от объекта; чтобы стать мудрым, нужно отрешиться от этого мира. Поэтому пост, воздержание, уединение, молчание способ­ствуют духовности. Когда мы отрешаемся от ма­териального мира, нам легче выйти на тонкие пла­ны. Именно там уровень единства гораздо выше. Там лучше видны связи между явлениями, там вид­но будущее. Оттуда повышенные способности, с выходом на тонкие планы зависимость от матери­ального мира резко падает.

Но это всего-навсего проникновение в тонкие планы. Не забывайте, что самое высокодуховное существо — это дьявол. Поэтому, если мы постим­ся, ограничиваем себя во внешних функциях, мол­чим и отрешаемся, это всего-навсего значит, что мы посылаем внешнюю энергию в тонкие планы. От одного потенциала переходим к другому. Но если мы начинаем поклоняться этой духовности, из на­шей души так же будет уходить любовь, как если бы мы поклонялись только материальному. Поэто­му Христос и говорил: «Блаженны нищие духом».

Дьявол — это гений без любви. Нужно пони­мать, что духовность — это лишь один из аспектов познания Божественного. И духовное, и материаль­ное должно быть согрето любовью. Тот, кто покло­няется деньгам, желаниям, благополучию, превра­щается в животное. Тот, кто поклоняется отрешен­ности, тонким планам, раскрытию способностей, превращается в дьявола. И лишь тот, кто поклоня­ется любви, может быть духовным и не чураться материального, периодически ограничивая себя и в том, и в другом. Ограничивать себя надо и в ду­ховном.

Нельзя развивать способности у ребенка, которо­го не научили нравственности. Если ребенок не умеет любить, активное развитие его способностей быстрее превратит его в преступника, физического или духовного. Если цивилизация не научилась лю­бить и у нее начинают размываться нравственные нормы, нужно затормозить технический прогресс, иначе такая цивилизация будет плодить людей-дьяволов и в конце концов погибнет. Истинно ду­ховный человек — это не только тот, кто может ограничить себя в материальном ради духовности, это и тот, кто может себя ограничить в духовности ради любви. А если мы хотим понять, что такое чувство любви во всей его полноте, то мы неизбеж­но должны прийти к Богу, ибо высшее единство — в любви Божественной. В этой любви вся вселенная сжимается в точку и уходит за пределы времени.

Лазарев С.Н. Диагностика Кармы. Книга 12. Жизнь, как взмах крыльев бабочки.

****************************************************************

Книги, лекции и семинары С.Н. Лазарева - это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области синтеза науки и религии, это объединение важной информации, которая формирует универсальную систему знаний.Сергей Николаевич Лазарев - автор многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания»). Долгие годы он занимается изучением взаимосвязи между состоянием души человека и его судьбой; он рассказывает о том, как наши поступки отражаются на нашем здоровье, нашем будущем и будущем наших детей. Идеи С.Н. Лазарева сформировались в систему отношения к жизни, определяющую место человека во Вселенной.

lazarev.ru

Дорогие друзья! Если вам понравилась информация, и вы смогли почерпнуть из нее полезное для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для нас! Это также очень поможет развитию и расширению канала!