Найти тему

Путешествие по Военно-грузинской дороге. Которой, оказывается, более 2-х тысяч лет.

Мы подъехали к погранпереходу Верхний Ларс когда уже стемнело. И в ту ночь нас больше всего интересовало количество машин на переходе и время, которое мы там потратим. Мы отмотали к тому времени 2300 км и были в дороге уже полтора суток. А в Тбилиси нас ждали. На нашу беду очередь оказалась большой, и границу мы переехали только на рассвете. Или, наоборот, на наше счастье. Потому как Дарьяльское ущелье на рассвете – великолепное зрелище.

Фотографировать сразу после КПП мы не решились – как-никак граница и снимать запрещено, штраф приличный. Нас ждало 170 кмпо Военной грузинской дороге.

Дарьяльское ущелье.
Дарьяльское ущелье.
Дорога сразу после грузинского КПП не в лучшем состоянии.
Дорога сразу после грузинского КПП не в лучшем состоянии.

Более 2000 лет назад по опасным и трудным горным дорогам уже проходили торговцы и путешественники, но чаще по горным тропам совершали набеги северные племена. Поэтому один из древних правителей Грузии приказал заложить камнями ущелье в наиболее узком месте. Позже в Дарьяльском ущелье, на скалах над дорогой, была построена крепость Дарубал. Древняя кладка и по сей день видна сразу за зданием грузинской таможни. Но возможно это остатки более поздних строений, возведенных для защиты дороги.

Недалеко от границы построен Дарьяльский монастырь. Место, надо сказать, не самое уединённое.
Недалеко от границы построен Дарьяльский монастырь. Место, надо сказать, не самое уединённое.

Меня все время интересовало - почему же она «военная»? В конце 18 века между Россией и Грузией был заключен Георгиевский трактат, утверждавший протекторат России над Восточно-Грузинским царством. Это очень не понравилось туркам и персам, которые даже напали на страну и сожгли Тбилиси. Поэтому дорога от Владикавказа до Тбилиси, прежде всего, стала иметь военно-стратегическое значение. Она тщательно охранялась русскими войсками. Ведь это и по сей день единственный путь от Владикавказа в Тбилиси.

От границы до первого небольшого городка чуть больше десятка километров. Называется он Степанцминда. В честь монаха Степана, некогда спасшего от наводнения жителей селения. Из Степанцминды можно полюбоваться Казбеком. Когда-то давно гору называли Мкинвари (или ещё Мкинварцвери)- Ледяная. Хотя чаще всего гору окутывают облака, даже в летний солнечный день.

Рядом – село Гергети и в нем знаменитая Гергетская церковь Святой Троицы. Недалеко от церкви есть лагерь альпинистов. Остановиться там перед восхождением уже стало традицией. Дорога до церкви о-о-очень плохая.

Дорога становиться оживленнее
Дорога становиться оживленнее
Терек сопровождает нас
Терек сопровождает нас

После Степанцминды дорога идет вверх. Поднимаемся на Крестовый перевал. На крестовом перевале стоит Арка Дружбы в честь подписания Георгиевского трактата. Прямо над пропастью.

Зимой движение на дороге часто перекрывают из-за снегопадов. Но мы были там в конце июля и все равно стояли, ждали пока расчистят дороги. Из-за камнепадов. Хотя скалы вокруг дороги укреплены, такое случается.

Терек уже давно попрощался, теперь нас сопровождает Белая Арагви.
Терек уже давно попрощался, теперь нас сопровождает Белая Арагви.

Проезжаем еще несколько сел и перед Земо-Млетой – еще один головокружительный серпантин. Это спуск на 200 метров по высоте в долину Арагви.

После поселка Пасанаури Белая Арагви сливается с Черной Арагви. Об этих двух реках есть красивая легенда. Две сестры, одна - блондинка, другая – брюнетка, влюбились в одного и того же мужчину. И когда он женился на одной из них, вторая решила броситься в пропасть, чтобы не мешать счастью сестры. Сестры очень любили друг друга и, от горя утраты, первая сестра последовала за второй. Став реками они соединились. А южнее к ним присоединился и мужчина (Пшавская Арагви), который решил закончить жизнь тем же способом, что и сестры. На мой взгляд, немного запутано. А вода в обеих Арагви действительно разная – это заметно при их слиянии. Но это, естественно, не от цвета волос сестер, а от того, что реки текут по разным горным породам.

А мы подъезжаем к Ананури, первой крепости в нашем путешествии по Грузии. До Тбилиси нам еще более 60 километров. Но это уже другая история. Потому, что Ананури и Жинвальское водохранилище заслуживают отдельного рассказа. Так что – до новых историй!

Мост возде крепости Ананури.
Мост возде крепости Ананури.

Подписывайтесь на канал, чтобы не потерять ссылку.

Другие моменты из путешествия по Грузии

Старые имена и легенды Казбека

Два дня в Тбилиси

Тбилисские фуникулер и канатная дорога