Мы подъехали к погранпереходу Верхний Ларс когда уже стемнело. И в ту ночь нас больше всего интересовало количество машин на переходе и время, которое мы там потратим. Мы отмотали к тому времени 2300 км и были в дороге уже полтора суток. А в Тбилиси нас ждали. На нашу беду очередь оказалась большой, и границу мы переехали только на рассвете. Или, наоборот, на наше счастье. Потому как Дарьяльское ущелье на рассвете – великолепное зрелище.
Фотографировать сразу после КПП мы не решились – как-никак граница и снимать запрещено, штраф приличный. Нас ждало 170 кмпо Военной грузинской дороге.
Более 2000 лет назад по опасным и трудным горным дорогам уже проходили торговцы и путешественники, но чаще по горным тропам совершали набеги северные племена. Поэтому один из древних правителей Грузии приказал заложить камнями ущелье в наиболее узком месте. Позже в Дарьяльском ущелье, на скалах над дорогой, была построена крепость Дарубал. Древняя кладка и по сей день видна сразу за зданием грузинской таможни. Но возможно это остатки более поздних строений, возведенных для защиты дороги.
Меня все время интересовало - почему же она «военная»? В конце 18 века между Россией и Грузией был заключен Георгиевский трактат, утверждавший протекторат России над Восточно-Грузинским царством. Это очень не понравилось туркам и персам, которые даже напали на страну и сожгли Тбилиси. Поэтому дорога от Владикавказа до Тбилиси, прежде всего, стала иметь военно-стратегическое значение. Она тщательно охранялась русскими войсками. Ведь это и по сей день единственный путь от Владикавказа в Тбилиси.
От границы до первого небольшого городка чуть больше десятка километров. Называется он Степанцминда. В честь монаха Степана, некогда спасшего от наводнения жителей селения. Из Степанцминды можно полюбоваться Казбеком. Когда-то давно гору называли Мкинвари (или ещё Мкинварцвери)- Ледяная. Хотя чаще всего гору окутывают облака, даже в летний солнечный день.
Рядом – село Гергети и в нем знаменитая Гергетская церковь Святой Троицы. Недалеко от церкви есть лагерь альпинистов. Остановиться там перед восхождением уже стало традицией. Дорога до церкви о-о-очень плохая.
После Степанцминды дорога идет вверх. Поднимаемся на Крестовый перевал. На крестовом перевале стоит Арка Дружбы в честь подписания Георгиевского трактата. Прямо над пропастью.
Зимой движение на дороге часто перекрывают из-за снегопадов. Но мы были там в конце июля и все равно стояли, ждали пока расчистят дороги. Из-за камнепадов. Хотя скалы вокруг дороги укреплены, такое случается.
Проезжаем еще несколько сел и перед Земо-Млетой – еще один головокружительный серпантин. Это спуск на 200 метров по высоте в долину Арагви.
После поселка Пасанаури Белая Арагви сливается с Черной Арагви. Об этих двух реках есть красивая легенда. Две сестры, одна - блондинка, другая – брюнетка, влюбились в одного и того же мужчину. И когда он женился на одной из них, вторая решила броситься в пропасть, чтобы не мешать счастью сестры. Сестры очень любили друг друга и, от горя утраты, первая сестра последовала за второй. Став реками они соединились. А южнее к ним присоединился и мужчина (Пшавская Арагви), который решил закончить жизнь тем же способом, что и сестры. На мой взгляд, немного запутано. А вода в обеих Арагви действительно разная – это заметно при их слиянии. Но это, естественно, не от цвета волос сестер, а от того, что реки текут по разным горным породам.
А мы подъезжаем к Ананури, первой крепости в нашем путешествии по Грузии. До Тбилиси нам еще более 60 километров. Но это уже другая история. Потому, что Ананури и Жинвальское водохранилище заслуживают отдельного рассказа. Так что – до новых историй!
Подписывайтесь на канал, чтобы не потерять ссылку.
Другие моменты из путешествия по Грузии
Старые имена и легенды Казбека
Тбилисские фуникулер и канатная дорога