Имя Энди Уорхола и сегодня идет рука об руку со скандалами и провокациями, что уж говорить о прошлом веке. И это неспроста: так дерзко объявлять шедеврами живописи товары массового потребления — для этого нужно обладать не только особым талантом, но и идеей, способной увлечь весь мир.
Карьера Энди Уорхола начиналась довольно банально: он был коммерческим художником, добился кое-какой известности и приличного заработка, рисуя рекламу для журналов и витрин магазинов. Казалось бы, ничто не предвещало такой популярности.
Попробуем разобраться в том, что произошло с Энди Андреевичем дальше. Почему именно он, а не кто-то из сотни других художников, стал иконой поп-арта?
Новая философия и банки с супом «Кэмпбелл»
Слава и деньги пришли к Энди Уорхолу достаточно быстро. Все 1950-е молодой Уорхол искал себя: посещал галереи и выставки, общался с людьми культурной среды и пытался понять, что бы такое ему нарисовать, чтобы мгновенно выделиться и иметь успех. И постепенно он нащупал золотую жилу — popular art.
Для первого своего шедевра Уорхол выбрал изображение банки супа «Кэмпбелл», который до сих продается в каждом втором американском супермаркете. Но почему выбор пал именно на этот предмет? Версий масса, но сам Уорхол любил рассказывать, что источником вдохновения стала обыденная жизнь: на протяжении двадцати лет этим супом его кормила мама (а из пустых банок делала различные поделки), поэтому ничего странного в том, что в один день банка «Кэмпбелл» оказалась на его картине, нет.
Одним экземпляром дело не ограничилось. Художник нарисовал целую серию банок — из 32 картин, которые в 1962 году были выставлены в нью-йоркской галерее «Ферус» Ирвинга Блума. На каждом полотне была банка с определенным вкусом из линейки «Кэмпбелл». На первый взгляд кажется, что они совершенно одинаковые, но, если присмотреться, авторская рука все-таки заметна — где-то изменена этикетка, где-то видны мазки краски. Блум развесил все 32 холста строго в одну линию — ровно так, как обычно их видят покупатели в магазинах.
Изначально «банку супа» в исполнении Энди Уорхола можно было купить всего за 100 долларов, и к концу выставки было продано всего пять экземпляров. Тогда в голову Блуму пришла новая идея: все 32 банки должны стать единым произведением! С согласия Уорхола он выкупил назад пять ранее проданных картин. К слову, далось ему это нелегко, одним из покупателей был американский киноактер Деннис Хоппер, который долго не хотел расставаться с приобретением.
Именно с момента воссоединения «банок» начинается триумфальная слава Энди Уорхола — гения поп-арта. Поворотным моментом в этой истории стала убедительная сила концепции, заложенной Уорхолом в свои произведения.
Во-первых, Энди сыграл на самом контрасте понятия «искусство». Еще с XIX века сложность античных, религиозных, аллегорических и прочих сюжетов живописи начинает стремительно отдалять искусство от рядового зрителя — именно в это время появляются такие профессии, как искусствовед и экскурсовод, в задачи которых и входит объяснить смысл того или иного произведения. Таким образом, искусство становится понятным лишь избранным и вносит некоторое расслоение в общество. Энди Уорхол, наоборот, посвящая свои картины супу «Кэмпбелл», словно говорит: здесь не изображено ничего, кроме самих банок, — для трактовки такой живописи не нужен искусствовед, все предельно просто и понятно! И возникает парадокс: общество снова возмущено! На этот раз тем, что это «примитивно, глупо и вообще не искусство», а истинное искусство пусть лучше будет непонятным, но зато «высоким».
Во-вторых, серией картин с изображением банок супа Уорхол бросает вызов общепринятому мнению о том, что искусство должно быть редким и уникальным — якобы только тогда оправдывается его художественная и финансовая ценность. Уорхол не стремится создать свой собственный уникальный художественный стиль, а напротив, имитирует реальные объекты. И в этом есть политический и социальной подтекст, впервые озвученный художником дадаистом Марселем Дюшаном. Дело в том, что современное арт-сообщество превозносит художника, понижая при этом статус рабочего человека в мире массового производства. Уорхол подчеркивает эту мысль, создавая 32 варианта банок супа, каждая из которых кажется одинаковой лишь на первый взгляд, а на самом деле имеет уникальные черты. За каждой бездушной банкой стоят усилия неизвестных и непризнанных рабочих.
Нельзя обойти стороной и еще один вопрос: нет ли в проекте с банками супа рекламной составляющей? Ведь в результате в историю искусства вошло не только само произведение художника, но и бренд «Кэмпбелл». Другими словами — а не спланированная ли это рекламная коллаборация?
Энди Уорхол, как и компания «Кэмпбелл», никогда не отвечал на этот вопрос прямо. Однако в 1965 году пригласительные билеты на легендарную выставку Уорхола были напечатаны на фабричных этикетках супа. Таким образом, связь с компанией очевидна, но о ее глубине мы можем только догадываться. Таинственная завеса. И это еще один гениальный ход художника, который сделал его произведение бессмертным — ведь людям всегда хочется найти ответы на свои вопросы.
27 сентября в выставочных залах Третьяковской галереи, давним другом и партнером которой является банк ВТБ, открылась выставка Союза художников России «Я, Энди Уорхол». В экспозиции более 200 работ пионера поп-арта. Из-за непростой обстановки, вызванной пандемией COVID-19, посещение выставки пока недоступно для публики, однако после снятия ограничений проект можно будет увидеть своими глазами.