История берет свое начало в 1888 году, когда один аптечный клерк в поисках лекарства от головной боли, наткнулся на один очень интересный тоник. Напиток настолько сильно его заинтриговал, что собрав практически все свои сбережения он выкупил секретный рецепт этого напитка. Казалось бы не самое удачное вложение средств, однако клерк добавил в рецепт, самый важный ингридиент которого ему не хватало - Идею!
Благодаря этой идеи появилась компания, благодаря которой миллионы людей по всему миру имеют рабочие места. А также благодаря этой кампании сформирован образ санта-клауса.
Как многие уже догадались речь пойдет об одном из самых узнаваемых брендов на планете "Coca-Cola".
История создания напитка.
Джон Стит Пембертон - владелец небольшой фармацевтической компании в Атланте, бывший офицер американской армии, получивший ранение в ходе гражданской войны, и в последствии, пристрастившийся к морфию. В поисках лекарства от этого недуга придумал вино на основе коки с содержанием ореха колы, которое назвал "Pemberton's French Wine Coca".
После введения сухого закона в штате Джорджия, Пембертону пришлось изменить формулу напитка заменив алкогольную основу на сироп из жженого сахара. Так в 1886 году была придумана "Coca-Cola", название придумал бухгалтер и партнер Пембертона Фрэнк Мейсон Робинсон, который который объединил название основных составляющих. Робинсон владевший, как большинство бухгалтеров Спенсеровским шрифтом (который считался в те годы стандартным американским стилем для деловой переписки), написал логотип продукта, который сохранился не изменным и в наши дни.
Изначально сироп продавался на розлив в аптеках и рекламировался как лекарство от головной боли, зависимости к морфию, а так же как средство избавляющее от проблем с потенцией.
Существует легенда, что однажды посетитель аптеки, попросил стаканчик напитка, но аптекарю было лень идти за водой в другой конец зала, и он предложил разбавить лечебный сироп содовой. Посетителю очень понравился вкус насыщенного углекислотой напитка, и вскоре эта рецептура распространилась по всем аптекам. Так "Coca-Cola" стала "газированной".
Однако затраты на производство превосходили выручку и в 1888 году Пембертону пришлось продать права на напиток. Предпринимателем выкупившем рецепт был Эйза Григгс Кэндлер.
Основание и стремительный рост компании.
После покупки прав на напиток в 1893 году Кэндлер регистрирует торговый знак и основывает компанию "The Coca-Cola company".
Под руководством Кэндлера инновациям подвергся как продукт, так и способы его продвижения. Рецепт постоянно усовершенствовался для улучшения вкуса и увеличения срока годности. Так со временем путем замены свежих листьев коки на выжатые из напитка был изъят вредный компонент.
Кэндлер применял уникальные для того времени маркетинговые ходы. Например он разослал по аптекам некоторый объем бесплатной продукции, взамен на адреса их постоянных посетителей, чтобы потом прислать им талоны на один бесплатный стаканчик "Coca-Cola". Посетители приходили и пользуясь этим талончиком выпивали бесплатный стакан, а за тем второй и третий, но уже за деньги.
К тому же продавались ещё и сувениры с торговой маркой, что увеличивало узнаваемость бренда среди населения. В 1902 году с оборотом в 120 000 долларов, кока-кола стала самым известным напитком в США.
В 1917 году Эйза Кэндлер ушел из компании, став мэром Атланты. Поначалу он завещал ее своему сыну, однако в 1919 году продал группе банкиров во главе с Эрнестом Вудраффом за 25 миллионов долларов (в свое время рецепт был куплен за 2300 долларов). Который, в свою очередь, через четыре года передал бразды правления своему сыну Роберту. Под руководством Роберта Вудраффа "The Coca-Cola company" превратилась в международную компанию, но это уже другая история...
Хочется отметить лишь, один значимый момент. В 1930 году для рекламной компании "Coca-Cola" был нарисован Санта-Клаус. Образ добродушного старичка в красно-белом костюме, придуманный художником Хэддоном Сандбломом, был настолько удачен, что теперь Санту представляют именно так во всем мире.