Российские миротворцы уже приступили к исполнению своих новых обязанностей в Нагорном Карабахе. И уже заметно, что турецкой стороне такое положение дел не нравится. Выглядит так, словно Москва увела важный военный трофей, и Стамбул не желает с этим мириться.
«Границы мобильности турецких наблюдателей будут ограничены помещениями мониторингового центра на азербайджанской территории... не на территории бывшего конфликта... Никаких миротворческих подразделений Турецкой Республики в Нагорный Карабах направляться не будет» -слова Сергея Лаврова в который раз опровергли утверждения о том, что реализовывать новую структуру безопасности в Нагорном Карабахе будут и турецкие военные на правах миротворцев.
В России заявлялось неоднократно и на разных дипломатических уровнях, что туркам в Нагорном Карабахе делать нечего. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков делал это как минимум дважды.
Повторять одно и то же приходится не потому, что с первого раза было не понятно, а потому, что турки сами настаивают на обратном. Хотя на такой расклад даже разбитая и униженная Армения ни за что не согласилась бы. Это ведь не просто принятием поражения в войне, но и глумлением над всеми армянскими трагедиями и историей разом. Причем с большим цинизмом.
Глава МИД Армении Зограб Мнацаканян без всяких оговорок исключил любую роль Анкары в миротворческой операции.
«Это не может быть темой для обсуждения только между Москвой и Анкарой. На это должны дать согласие Армения и Азербайджан», – объяснял со своей стороны Песков. Уверенность Анкары в воде своего миротворческого контингента объясняется лишь «расхождениями в понимании».
А в это же самое время турецкое агентство Anadolu распространяло слова министра обороны Хулуси Акара о непосредственном участии Анкары в миротворческой миссии. Можно посчитать, что он имел в виду все тот же мониторинговый центр, но его неправильно поняли. Хотя Anadolu передалали вечером того же дня, уже после опровержений от Лаврова и Пескова, его слова:
«Где там Турция? Турция внутри процесса урегулирования. И за столом, и на поле. Завтра прибывает большая делегация из России. Предстоит обсудить тактические и технические детали: кто где будет стоять и кто что будет делать».
И опять все возращается на очередной круг обсуждений. Что вообще значит «только предстоит обсудить»? И Как понимать «на поле»?
Первые слухи об участии турок в роли миротворцев возникли в ту же ночь, когда Владимир Путин, Ильхам Алиев и Никол Пашинян объявили об окончании войны и новых границах Арцаха. Турецких миротворцев упомянул президент Азербайджана будто случайно, но опровергать приходится вот уже несколько дней подряд.
Каков шанс, что Алиев заранее условился о подобном с Эрдоганом, но его концепт не прошел через Путина, а настаивать он побоялся. Азербайджан получил всё, что хотел, а слишком сильное влияние Турции воспринимается неоднозначно даже в самом Азербайджане и вносит лишний раскол в ряды победителей.
Турцию изначально называли главным кукловодом новой войны. По сути, она была выиграна турецким оружием при поддержке турецких инструкторов. А поскольку о сделках по закупке подобных вооружений Азербайджаном не сообщалось, есть версия, будто турецкая армия сдала их соседям вместе с профильными специалистами на необходимое время.
Планировала операцию тоже Турция, так утверждает Ереван. Переброску в зону конфликта боевиков из Сирии, факт которой подтвердили разведки России, Франции и США, организовала Анкара при поддержке сирийских боевиков. Турция больше напоминает полноценную сторону конфликта, а не миротворца. Да и вообще Эрдоган неоднократно призывал азербайджанцев пойти до конца и «освободить все оккупированные земли», а это идет напрямую вразрез с интересами России.
На эти слухи накладывается теория заговора, будто российский вертолет Ми-24 на самом деле сбили не азербайджанцы, а турецкие боевики. Причем намеренно, желая помешать заключению мира на условиях, отличных от условий Анкары. Это, повторюсь, всего лишь теория, причем армянская.
Хотя очевидно, что Эрдоган, мягко говоря, недоволен происходящим. Если в Азербайджане идут национальные торжества и празднование победы, то в Турции, самом крепком союзнике, не спешат проявлять радость. Вместо этого вновь и вновь начинают обсуждения турецкого присутствия в Карабахе и что «еще ничто не решено». Будто не готовы смириться с тем, что Россия намерена обойтись без них.
Настойчивые слухи о Турции в зоне конфликта равносильны подливанию масла в огонь. Сложно даже сказать, какие армянские ассоциации с турками существеннее – как с организаторами нынешней победы или как с организаторами геноцида, который в Анкаре до сих пор не признали.
Турецкий лидер уже продемонстрировал всему миру свои амбиции и готовность действовать радикально. В отдельных эпизодах он дозрел до настоящего мастерства, который весьма удачно выбрал время для нападения на армян на фоне того, как внимание всего мира было приковано к выборам в США, и ослабив еще одного проармянского игрока – Францию, натравив на Макрона исламский мир.
Остановила его только Россия в одном шаге от достижения поставленной цели. Это значит, что Эрдоган будет мстить. Что провокации продолжатся. Что турецкие миротворцы упомянуты неспроста. И что противостояние в Нагорном Карабахе не прервалось, а перешло на другой уровень.
От Эрдогана следует ждать сюрпризов. Весьма неприятных.