Поэма «Бахчисарайский фонтан» была написана А.С.Пушкиным в 1821-1823 годах.
Конечно же данная поэма не могла остаться в стороне от кинематографа и театра.
В 1909-1910 годах вышел немой художественный короткометражный фильм Якова Протазанова «Бахчисарайский фонтан».
В 1934 году Борисом Владимировичем Асафьевым по мотивам поэмы был поставлен одноименный балет.
По мотивам поэмы Александр Александрович Ильинский сочинил одноименную оперу.
Из более позднего, могу привести в пример постановки поэмы и провести небольшой сравнительный анализ.
В 2019 году в рамках программы «Год театра» на сцене Московского Губернского театра, художественным руководителем которого является Сергей Безруков, был представлен балет «Бахчисарайский фонтан» в авторской редакции народного артиста СССР Вячеслава Гордеева. Постановка осуществлена по мотивам одноименной поэмы А.С.Пушкина на музыку композитора Бориса Асафьева и посвящена 220-летию со дня рождения великого русского поэта.
При просмотре данного балета, конечно же, нельзя не обратить внимание на множественные художественные допущения, дополнения и редакции. Так, например, в поэме у А.С.Пушкина мало внимания отводиться жизни Марии дома, на Родине, с семьей, мы лишь знаем, что она очень тоскует и горюет без родных и любимых. В свою очередь в постановке Московского Губернского театра треть времени отводиться на знакомство с миром героини Марии до попадания в Ханский дворец. Также хочу отметить как зримо, благодаря сценическому движению артистов, изображены взаимоотношения главных героев. Важно, что балет по умолчанию без единого слова, есть только музыка, которая и создает нужное настроение. Потрясающе выразительны взаимоотношения героев и без слов, вместо слов – движения, жесты, мимика, действие. Мы одновременно видим силу и могущество Хана, а также кротость и непокорность Марии.
Если же снова вернуться к редакции, которая присутствует в постановке, то можно заметить, что в постановке, в отличие от авторского сюжета, жених Марии погибает от рук воинов Хана – данная сцена, на мой взгляд, очень сильная и эмоциональная. Так же, в постановке, Мария гибнет от рук самого Хана при случайном стечении обстоятельств, у А.С.Пушкина же смерть Марии внезапна и не раскрываются ее причины.
После прочтения поэмы и просмотра данной постановки и проведя сравнительный анализ, я могу сделать вывод, что постановка в авторской редакции Вячеслава Гордеева сохранила свое содержание, характеры главных героев, а главное саму историю и главную мысль произведения. Поэтому, на мой взгляд, постановку можно назвать достойной и успешной.
Можно сделать вывод, что поэма А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан» имеет глубокий психологизм. Ведь предать чувствам изобразительность – это стоит большого труда и таланта. А наличием размышлений, душевных переживаний, любовных чувств диктуется романтизм поэмы.
© Об ИсКуСсТвЕ, 2020