Картины бельгийского художника Джеймса Энсора (1860-1949) до сих пор сбивают с толку, интригуют и не поддаются классификации (хотя формально его можно считать художником-символистом), что делает их автора одной из самых уникальных фигур в искусстве конца XIX века (для века ХХ он, все-таки, очень традиционный).
Энсор стал предтечей экспрессионизма и сюрреализма, хотя поначалу его работы принимались с полным непониманием, поскольку они намного опережали свою эпоху.
Парадоксальный "коллаж" художественного алфавита Энсора (средневековые аллюзии, диалог с искусством прошлых эпох, новые веяния в изобразительном искусстве) воплотился в брутальном живописном языке, соединяющем живучесть красок, зловещую атмосферу и поэтику странных видений, словно сошедших с полотен Босха и Гойи (серия "Капричос").
Вот, например, "Скелет, смотрящий на шинуазри" (1885-1888). Во-первых, здесь VANITAS (бренность человеческой жизни, ее быстротечность и не способность противостоять стихии времени) - очень популярный сюжет в европейском искусстве. Во-вторых, РОКОКО, ведь мы помним, что именно в эпоху рококо началась страсть к китайщине, то есть шинуазри (но рассматривает скелет японскую книгу-раскладушку орихон - и тут уже в целом подчеркивается интерес ко всему восточному, диковинному, характерный для искусства XIX века). В-третьих, тут ИМПРЕССИОНИЗМ - жизнь присутствует в красках, в динамике моторики кисти, в деформациях (читай обобщениях).
К слову про деформации. Природа таких живописных искажений в непрерывно меняющемся северном свете, искажающим границы предметов (Энсор въедливо наблюдал природу).
Бельгийский художник идет дальше Босха и Гойи, и ЕГО МИР НАИЗНАНКУ - ЭТО не проекция страшного суда на яву (Босх) и не оживший сон (Гойя), а РЕАЛЬНОСТЬ.
Отсюда и магистральный мотив Энсора - МАСКА.
Английский писатель Оскар Уайльд однажды заметил, что "маска всегда выразительнее лица" и Энсор утвердил этот тезис в своем творчестве. Грубые балаганные маски - СИМВОЛ ЛЮДСКОЙ ФАЛЬШИ - открывают истинное человеческое лицо, вскрывая его пороки и тайные движения души.
"Художником масок" назвал Энсора в 1908 году знаменитый бельгийский писатель Эмиль Верхарн, издавший одну из ранних монографий о живописце. Страшные лики Энсора, бескровные лица и накрашенные губы, - это гротескное изображение буржуазного мира, вся суть которого спрятана под этими масками.
Энсор любил барокко (в его автопортрете с масками есть очевидные аналогии даже с внешними особенностями Рубенса), но наиболее полно эта страсть выразилась в самой живописи.
Посмотрите: холсты Энсора живут своей жизнью. Краска яркая, сочная, кричащая. Моторика кисти ярко прослеживается, создавая обостренный динамизм фактуры.
Пестрота и нарядность красочного слоя создают настоящий ПРАЗДНИК ЦВЕТА (вот оно барокко).
Это вообще очень в духе символизма - праздник и смерть всегда рядом.
Энсор изображает сломанный мир, карикатурно, язвительно, гипертрофированно, страшно и совсем не весело: РОЗОВАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПЛОТЬ НА КАРТИНАХ ЭНСОРА ВЫГЛЯДИТ КАК РАНА.
Но у художника люди не просто обманывают друг друга - у него и ЛЮДЕЙ то СОВСЕМ НЕТ. Есть только куклы-марионетки страшного циркового балаганчика.
Разноцветные маски, марионетки, скелеты служили своеобразным предсказанием краха Человека: именно с помощь маски в древнегреческом театре актера лишали индивидуальности и заменяли "персоной", сквозь которую проникал только голос.
И Человек в человеке действительно погибнет - XX век есть эпоха революций, тоталитарных режимов и войн.
"... И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи..." (Блок)
Скриншоты stories из моего блога в инстаграм