26,8K подписчиков

̶Р̶у̶к̶а̶ маска - лицо.

Джеймс Энсор "Автопортрет с масками", 1899. Художественный музей Менарда, Комаки, Айти, Япония.
Джеймс Энсор "Автопортрет с масками", 1899. Художественный музей Менарда, Комаки, Айти, Япония.

Картины бельгийского художника Джеймса Энсора (1860-1949) до сих пор сбивают с толку, интригуют и не поддаются классификации (хотя формально его можно считать художником-символистом), что делает их автора одной из самых уникальных фигур в искусстве конца XIX века (для века ХХ он, все-таки, очень традиционный).

Энсор стал предтечей экспрессионизма и сюрреализма, хотя поначалу его работы принимались с полным непониманием, поскольку они намного опережали свою эпоху.

Парадоксальный "коллаж" художественного алфавита Энсора (средневековые аллюзии, диалог с искусством прошлых эпох, новые веяния в изобразительном искусстве) воплотился в брутальном живописном языке, соединяющем живучесть красок, зловещую атмосферу и поэтику странных видений, словно сошедших с полотен Босха и Гойи (серия "Капричос").

Джеймс Энсор "Скелет, смотрящий на шинуазри", 1885/1888 (в 1888 году художник исправил обычное человеческое лицо, на череп). Музей изобразительных искусств, Гент.
Джеймс Энсор "Скелет, смотрящий на шинуазри", 1885/1888 (в 1888 году художник исправил обычное человеческое лицо, на череп). Музей изобразительных искусств, Гент.

Вот, например, "Скелет, смотрящий на шинуазри" (1885-1888). Во-первых, здесь VANITAS (бренность человеческой жизни, ее быстротечность и не способность противостоять стихии времени) - очень популярный сюжет в европейском искусстве. Во-вторых, РОКОКО, ведь мы помним, что именно в эпоху рококо началась страсть к китайщине, то есть шинуазри (но рассматривает скелет японскую книгу-раскладушку орихон - и тут уже в целом подчеркивается интерес ко всему восточному, диковинному, характерный для искусства XIX века). В-третьих, тут ИМПРЕССИОНИЗМ - жизнь присутствует в красках, в динамике моторики кисти, в деформациях (читай обобщениях).

К слову про деформации. Природа таких живописных искажений в непрерывно меняющемся северном свете, искажающим границы предметов (Энсор въедливо наблюдал природу).

Бельгийский художник идет дальше Босха и Гойи, и ЕГО МИР НАИЗНАНКУ - ЭТО не проекция страшного суда на яву (Босх) и не оживший сон (Гойя), а РЕАЛЬНОСТЬ.

Отсюда и магистральный мотив Энсора - МАСКА.

Английский писатель Оскар Уайльд однажды заметил, что "маска всегда выразительнее лица" и Энсор утвердил этот тезис в своем творчестве. Грубые балаганные маски - СИМВОЛ ЛЮДСКОЙ ФАЛЬШИ - открывают истинное человеческое лицо, вскрывая его пороки и тайные движения души.

Джеймс Энсор "Интрига", 1890. Королевский музей изящных искусств Антверпена.
Джеймс Энсор "Интрига", 1890. Королевский музей изящных искусств Антверпена.

"Художником масок" назвал Энсора в 1908 году знаменитый бельгийский писатель Эмиль Верхарн, издавший одну из ранних монографий о живописце. Страшные лики Энсора, бескровные лица и накрашенные губы, - это гротескное изображение буржуазного мира, вся суть которого спрятана под этими масками.

Энсор любил барокко (в его автопортрете с масками есть очевидные аналогии даже с внешними особенностями Рубенса), но наиболее полно эта страсть выразилась в самой живописи.

Посмотрите: холсты Энсора живут своей жизнью. Краска яркая, сочная, кричащая. Моторика кисти ярко прослеживается, создавая обостренный динамизм фактуры.

Пестрота и нарядность красочного слоя создают настоящий ПРАЗДНИК ЦВЕТА (вот оно барокко).

Это вообще очень в духе символизма - праздник и смерть всегда рядом.

Джеймс Энсор "Странные маски",  1892. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Джеймс Энсор "Странные маски",  1892. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.

Энсор изображает сломанный мир, карикатурно, язвительно, гипертрофированно, страшно и совсем не весело: РОЗОВАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПЛОТЬ НА КАРТИНАХ ЭНСОРА ВЫГЛЯДИТ КАК РАНА.

Но у художника люди не просто обманывают друг друга - у него и ЛЮДЕЙ то СОВСЕМ НЕТ. Есть только куклы-марионетки страшного циркового балаганчика.

Разноцветные маски, марионетки, скелеты служили своеобразным предсказанием краха Человека: именно с помощь маски в древнегреческом театре актера лишали индивидуальности и заменяли "персоной", сквозь которую проникал только голос.

И Человек в человеке действительно погибнет - XX век есть эпоха революций, тоталитарных режимов и войн.

"... И черная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи..." (Блок)

Картины бельгийского художника Джеймса Энсора (1860-1949) до сих пор сбивают с толку, интригуют и не поддаются классификации (хотя формально его можно считать художником-символистом), что делает их...-5
Картины бельгийского художника Джеймса Энсора (1860-1949) до сих пор сбивают с толку, интригуют и не поддаются классификации (хотя формально его можно считать художником-символистом), что делает их...-6
Картины бельгийского художника Джеймса Энсора (1860-1949) до сих пор сбивают с толку, интригуют и не поддаются классификации (хотя формально его можно считать художником-символистом), что делает их...-7
Картины бельгийского художника Джеймса Энсора (1860-1949) до сих пор сбивают с толку, интригуют и не поддаются классификации (хотя формально его можно считать художником-символистом), что делает их...-8
Картины бельгийского художника Джеймса Энсора (1860-1949) до сих пор сбивают с толку, интригуют и не поддаются классификации (хотя формально его можно считать художником-символистом), что делает их...-9
Картины бельгийского художника Джеймса Энсора (1860-1949) до сих пор сбивают с толку, интригуют и не поддаются классификации (хотя формально его можно считать художником-символистом), что делает их...-10
Скриншоты stories из моего блога в инстаграм