Для многих граждан России актуален вопрос наличия просроченной задолженности по кредитам и займам. В связи с этим банки и иные кредитные организации передают долги коллекторским агентствам, которые в свою очередь воздействуют на должника различными способами. Какие действия коллекторов правомерны? Как правильно взаимодействовать с коллектором во время звонка? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.
Коллектор – это..?
Коллектором называют человека, который выступает посредником между кредитными организациями (банк, МФО) и должником. Его задача – убедить должника выполнить свое обязательство. Коллекторы занимаются возвратом долгов досудебный срок. Деятельность коллекторских агентств можно разделить на 2 вида:
- Коллекторское агентство заключает договор с финансовой организацией и занимается взысканием долга. За проделанную работу агентство получает вознаграждение. Размер вознаграждения прямо пропорционально зависит от объема выполненной работы агентства.
- Агентство выкупает у банка денежные обязательства, для последующего взаимодействия с должниками. В данном случае коллекторское агентство работает только на себя.
Деятельность коллекторов законна?
Деятельность коллекторов в большинстве стран регламентируется на законодательном уровне. В России нормативно-правовым актом, в рамках которого должны действовать коллекторские агентства, является закон «О защите прав и законных интересов физических лиц по возврату просроченной задолженности….» №230-ФЗ. Данный закон появился относительно недавно (2016 год), в котором регламентированы действия коллекторов по работе с должниками, права и обязанности коллекторских фирм и должника. Согласно закону №230-ФЗ понятия «коллектор», «коллекторское бюро» нет.
Закон именует их как «юридические лица, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности»
Любое противоправное действие, будь то мелкое хулиганство или порча имущества, угрозы, имеют последствия административного и уголовного характера. С 2020 года введены новые изменения.
С это года кредитные организации, привлекающие к взысканию долга иную организацию, обязаны уведомить должника об уступки прав требования, а также разместить данную информацию в Едином федеральном реестре сведений о юридически значимых фактах деятельности юридических лиц.
Давайте рассмотрим основные права и обязанности коллекторов.
Права коллекторских бюро:
- Выкупить у банка и МФО долги,
- Взаимодействовать с должником путем личных встреч или по телефону,
- Общаться с наследниками, поручителями,
- Подавать в суд на заемщика.
Однако каждое из выше представленных прав имеет определенные ограничения.
В отношении должника, коллекторам ЗАПРЕЩЕНО:
- Применение в отношении должника, близких, наследников и иных лиц физической силы или угрозы применения,
- Причинение вреда имуществу или его уничтожение,
- Введение в заблуждение гражданина касательно информации о долговом обязательстве, последствиях его невыполнения, коллекторской фирмы,
- Оказание психологического давления, в том числе с помощью угроз и оскорблений,
- Нарушать конфиденциальность личных данных должника, путем ее передачи третьи лицам (например, размещение данных в сети Интернет и др.)
К личным данным относится размер долга, номер телефона, паспортные данные. Кредитор может передавать все данные о взыскании долга ограниченному количеству организаций (государственным органам, коллекторам др.), с сохранением конфиденциальности.
На какие долги действие закона не распространяется?
У каждого правила есть исключения. Так, действие закона №230-ФЗ не распространяется:
- На долг размером менее 50 тысяч рублей,
- Если долги возникли в результате предпринимательской деятельности (ИП),
- На долги по взносам в контролирующие органы (коммунальные платежи, налоги). К этому не относится решение суда по взысканию денежного обязательства по кредитам/займам.
Алгоритм шагов при общении с коллектором по телефону
Как было сказано ранее, сотрудник коллекторской организации вправе осуществлять звонки должнику и иным лицам. НО Звонки со стороны коллектора должны быть:
- Не более 1 раза в день и 2 раза в неделю,
- Не чаще 8 раз в месяц,
- В период с 8:00 до 22:00 в будние дни, в праздничные и выходные дни – с 9:00 до 20:00.
Ваши действия, когда звонит коллектор:
- Вы вправе отказаться от общения через 4 месяца с даты возникновения просроченной задолженности (ст.8 закон 230-ФЗ).
Необходимо подать заявление в организацию, которая истребует долг. С момента подачи заявления до решения суда, вступившее в силу, коллекторы не вправе взаимодействовать с должником.
- Включите запись звонка. Это поможет доказать совершение коллектором незаконных действий для последующего привлечения к ответственности вплоть до уголовной,
- Предложите сотруднику взаимодействовать с Вами через суд.
Однако бывает так, что коллекторы могу звонить Вам и при отсутствии долгов. В данном случае необходимо как можно раньше направить жалобу в государственные органы (ФССП, прокуратура).
Если коллектор звонит Вам на работу – это не противоречит законодательству. Однако если сотрудник разглашает конфиденциальную информацию касательно долга - обращайтесь с жалобой в соответствующие органы. Это прямое нарушение закона.
ФССП регулирует деятельность коллекторских организаций. В случае совершения незаконных действий именно сотрудники ФССП принимают жалобы, назначают штрафы. Если ФССП бездействуют, то обратитесь в прокуратуру.
Если Вы попали в такую ситуацию не стоит паниковать. Данная информация поможет Вам правильно взаимодействовать с коллекторами и принимать правильные решения в случае нарушения закона со стороны коллекторского агентства.