Найти в Дзене

История ЯА-2 - самого большого автобуса в мире по состоянию на 1934 год

В настоящее время как-то уже стало правилом хорошего тона хвалить всё зарубежное, и поливать грязью всё отечественное. Многие уверены, что автомобили в России и СНГ делать не умеют, и пошло это ещё со времён Советского Союза. А вот и нет, в СССР было огромное количество уникальных автомобилей, равных которым в своё время не было.

Вот вам и Советский Союз!
Вот вам и Советский Союз!

Сегодня я хочу вам рассказать историю автобуса ЯА-2 – огромной машины, предназначенной для перевозки пассажиров в крупных городах. Все привыкли восхищаться огромными американскими и европейскими машинами такого типа, но советские инженеры и конструкторы в 1934 году доказали, что они могут делать технику не только не хуже, но даже лучше, чем иностранцы.

-2

Всё началось в 1932 году, когда на Ярославском заводе создали шасси для большого пассажирского автобуса, рассчитанного на 60 пассажирских мест. В качестве основы для шасси была взята задняя тележка от Грузовика ЯГ-10 и агрегаты грузовика Я-5. Шасси получило колёсную формулу 6х4, и в этом же 1932 году было передано в Ленкомтранс для производства пассажирского автобуса. Да, забыл отметить, что мотором для ЯА-2 образца 1932 года послужил Hercules-YXC-3, развивающий 103 л.с.

Это ЯА-2 образца 1934 года
Это ЯА-2 образца 1934 года

На базе этого шасси был создан автобус ЯА-2 «Гигант», получивший 80 пассажирских мест. Кстати, каркас для этого автобуса был деревянным, но обшитым стальными листами. Длина кузова этого гиганта было 11,45 метров, а радиус разворота составлял 14,5 метров. Несмотря на то, что такие габариты не позволяли развернуться в некоторых местах, автобус успешно эксплуатировали в Ленинграде, но только на широких и прямых улицах.

В 1934 году, вдохновлённые успехами своего шасси, специалисты ЯГАЗ решили замахнуться на производство самого большого автобуса в мире на то время – ЯА-2 образца 1934 года на сто пассажирских места. Обратите внимание, что автобусы образца 1932 и 1934 годов назывались одинаково!

-4

Масса новой машины превышала 9 тонн, поэтому было решено использовать новый двигатель Continental-22P, развивающий 120 л.с. Готовая машина вмещала в свои недра 100 человек, 54 сидячих места, и 46 стоячих. Внимание, не забывайте, что это был 1934 год на дворе!

Внутренняя отделка автобуса просто поражала воображение:

· Все сидячие места были обиты натуральной чёрной кожей;

· На всех окнах занавески из дорогой ткани;

· Часы и зеркала в салоне;

· Два репродуктора;

· Радиоустановка.

-5

Примечательно, что для связи водителя и кондуктора был установлен телефон. Хотелось бы отметить, что гидроусилителей в природе тогда не существовало, поэтому управлять ЯА-2 мог только очень сильный водитель. В анналах истории даже сохранилась фамилия первого водителя большого автобуса – это был Гоголев.

Хотя ЯА-2 образца 1934 года был с восторгом принят партийной верхушкой, в серийное производство он так и не пошёл. Промышленность была просто не готова наладить серийное производство, это было слишком дорого, да и моторов советского производства такой мощности не было. Так и остался автобус ЯА-2 в единственном экземпляре, который до наших дней даже не сохранился.

Моделька
Моделька

Технические характеристики ЯА-2:

· Длина кузова 11,45 метра;

· Ширина 2,44 метра;

· Двигатель шестицилиндровый с рабочим объёмом 8,2 литра;

· Мощность мотора 120 л.с;

· Скорость передвижения 48 км/ч.

Вот такие красавцы выпускались в Советском Союзе, а вы говорите, что ничего у нас делать не умели!